диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Христос как червь

В одной из недавних тем этого ЖЖ один из участников выразил свое несогласие с тем, что у Отцов есть изъяснение таинства спасения через образ охотника и обманщика.

Вот использование этого же образного ряда преп. Максимом Исповедником:

Преп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения. М., Никея. 2010 с.172

Вопрос 57. Поскольку в XXI псалме явно говорится о Господе, то как понять слова: Я же червь, а не человек (Пс. 21,7)?

- Господь наш Иисус Христос по неизреченному человеколюбию к нам сделался и назвался червем (1). Ведь как червь рождается без соития (2), так и Господь был зачат без семени. Однако и для диавола Он послужил приманкой, как червь: диавол заглотил Его плоть, как червя, и напоролся на Божество (3). Однако и для [всех] врагов [Своих] Он червь, ведь мудростью мудрый тотчас обнаруживается, неразумием же лукавый (4). Но [еще] и в нас Он становится червем, всякий раз как мы грешим, ибо [тогда] Он изобличает и угрызает нашу совесть601.

Примечания:
(1) Как отмечает Д. Прассас (Prassas 2003, p. 361), уже Ориген (впрочем, принадлежность ему этого текста спорна, наиболее вероятно, что это Евагрий) в толковании данного места называл Христа червем (Orig. (?) selecta in Ps.: PG 12, 1253, 28) как и Златоуст (PG 62, 425)".
(2) Источник этого мнения (что червь рождается не через соитие) найти не удалось, хотя у Златоуста, например, сказано, что червь рождается из древесины (дров, или пня: ἀπὸ τοῦ ξύλου) (Joan. Chrys. ad popul. Antioch.: PG 49, 75. 27), что можно понять и в том смысле, что не через соитие. У самого прп. Максима символ Христа — червь — встречается еще в qu. dub. 184 и hal. 64, 484, ed. Laga, Steel, в толковании «Книги Ионы», где дается и пространное анагогическое толкование, в котором обыгрывается символика «червя»
(3) Ср. у Григория Нисского: «Божество было сокрыто под покровом нашего естества, и враг [рода человеческого], словно жадная рыба, вместе с приманкой плоти прогло¬тил крючок Божества» (Greg. Nyss. orat. catech. mag.: 24, 38-40, ed. Srawley).
(4) Сколиос; возможно, здесь игра слов: сколиос (криво) — сколекс (червь). Мысль прп. Максима не вполне ясна. Может быть, она состоит в том, что по отношению ко Христу проявляется мудрость мудрых и неразумие порочных.
(5) Ср. Мк. 9, 44.

Дискуссия тут: http://danuvius.livejournal.com/97588.html

Здорово: Христом - совестный червь, прогрызающий железобетон нашего бессовестного безчувствия. Аналогично толкование Златоустом слов Предтечи про "порождения ехиднины".


"Если же кто со вниманием рассмотрит его слова, то и в самом обличении откроет похвалу им, потому что эти слова были произнесены им от удивления, что они, хотя и поздно, но все же могли сделать то, что казалось некогда невозможным. Следовательно, и само обличение их Иоанном означает более желание привлечь их и расположить к покаянию. В то время, когда он, по-видимому, поражает их, он открывает и прежнее их великое нечестие, и вместе с тем их дивную и неожиданную настоящую перемену. Как это могло быть, говорит он, что они, будучи детьми таких родителей и так худо воспитаны, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? Кто смягчил суровое их сердце? Кто исцелил неисцельное?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments