диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как маленькие болезни не дают развиться одной большой

архим. Кирилл Говорун:

"Напишу-ка здесь, почему православная система межцерковных отношений лучше, чем католическая (уже вижу, как поднимаются брови у некоторых друзей :-)))). Главное отличие между ними - это наличие или отсутствие согласия субъектов межцерковного процесса на участие в общем благе. Православные Поместные Церкви, как субъекты межцерковного процесса, должны давать свое согласие на участие в любой межправославной инициативе. Никакой primus inter pares и даже primus sine paribus не может их к этому принудить. Все должно быть только по согласию - как в современном цивилизованном обществе. Это отличается от католической системы, где субъекты не могут сказать "нет" альфа-субъекту.

Безусловно, современное общество воспитало Католическую церковь таким образом, что Рим почти не чинит насилия над своими субъектами, и почти не делает предложений, на которые бы хотелось ответить резким "нет". Но это все равно не делает их отношения консенсуальными.

С другой стороны, та более продвинутая система консенсуальных отношений, которые существуют в православном мире, предполагает
1) наличие ответственного отношения субъектов к общему благу и готовность пожертвовать ради него своими корпоративными интересами, а также
2) готовность координатора отношений (Константинополя) терпеть всё и скрепя сердце коммуницировать, коммуницировать и еще раз коммуницировать. Да и жертвовать собственными интересами надо еще больше. Все это намного сложнее, чем даже быть пастырем котов.

Именно потому, что православная система консенсуальная, она так часто дает сбои. Однако звучащие иногда предложения заменить ее более централизованной системой, предполагающей формы принуждения к общему действию, неминуемо приведут к даунгрейдингу православной системы.

Дисклеймер: православная система консенсуальна только на межправославном уровне. Внутри поместных церквей (за некоторыми исключениями) она вполне соответствует римской модели принуждения к общему благу. Правда, из-за отсутствия благотворного влияния современного общества, альфа-субъекты (aka предстоятели) поместных церквей интерпретируют это общее благо как тождественное своим собственным интересам, которым они и подчиняют всю остальную поместную полноту".


***

"маленькие болезни" - это амбиции локальных патриархов. Столкновение их амбиций не позволяет отлить один большой Папизм. Но сколь эти локальные патриарха "демократичны" при оспаривании претензий Рима или Кпля, столь же они "непогрешимы" для внутреннего рынка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments