диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Сказки о Покрове

Редкая проповедь в наши дни столь сказко-обильна, как проповедь патриарха Кирилла, сказанная в университете (!) на Покров 2016 года.


https://www.youtube.com/watch?v=f1pUHhOUh3w


Начнем источников, повествующих нам о видении, которое стало основой для праздника. По слову патриарха "даже сохранилось в ЛЕТОПИСЯХ указание, что это было примерно четыре часа утра по нашем времени".

Эх, если бы хоть одна из этих "летописей" сообщила вдобавок хотя бы столетие...

Но дело в том, что ни в одной летописи или хронике вообще нет такого рассказа.

Первоисточник - это Житие Андрея Юродивого.
Комментатор научного издания Жития напоминает нам, что
"поскольку ночь (время от заката до восхода солнца) разделялась на 12 равных частей, четвертый час соответствовал 10-11 часам вечера".
(Житие Андрея Юродивого. Спб.,2001, с. 277)

Никаких сарацин, никакой осады и даже угрозы Константинополю при этом не упоминается (стр. 103-104).
Также в этом первичном рассказе нет ничего, говорящего о том, что покров Богородицы простирается на всем городом и его жителями, а не только над теми, кто был в это время в этом храме.

Это просто одно из десятков видений, описываемых в этой довольно апокрифической книге. Поскольку эти видения и чудеса там на каждой странице, то предположение патриарха о том, что Андрей обратился к Епифанию, желая проверить, не галлюцинация ли у него - это не более чем модернистская интерпретация древнего текста.

Автор Жития относит время жизни Андрея вообще куда-то в 5 век, задолго до "сарацин".
Патриарх же говорит о "пороге 9-10 веков".

"Это свидетельство двух здравомыслящих людей, которые, конечно, рассказали об этом всем" (ПК).

Напомню: один из этих "здравомыслящих" - юродивый, которого регулярно избивают даже "мальчики архиепископа". Второй - его собственный мальчик. Епифанию 18 лет, он "белокурый отрок, прекрасный душой и телом". Епифаний рассказывает Андрею о себе в третьем лице с характерными возрастными пометами: "Покуда мальчик стоял, старец, взглянув на Епифания..." (с. 57). Они постоянно целуются и обнимаются: "Андрей совершая по пути безобидные шалости, встречает прекраснейшего юношу Епифания. Был же отрок встревожен происками диавола. Святой, конечно, облобызал его, и взявшись за руки, они пошли искать спокойное место" (с. 36). При этом Андрей говорит Епифанию "о, дитя" (с. 55)

Про то, что они тут же кому-то еще рассказали об увиденном, в Житии нет ни слова (как и о том, что Епифаний якобы ужаснулся).

"Древние константинопольцы" (ПК) ни в грош не ставили юродивого Андрея и уж точно не стали бы доверять его проповедям при его жизни. "Когда блаженный развлекался на ипподроме, как это было у него в обычае и творил всякие безобразия, то люди, глядя на него, одни смущались, другие испытывали отвращение и проклинали его".


Следующая страница в этой книге двух "здравомыслящих" - это апокалиптические видения (сс. 105-112).
Для автора Жития враги это славяне и варяги (в нем есть пророчество о последнем Царе, который "наложит десницу свою на море и укротит светловолосые народы").

"И вот благочестивый Андрей". Вообще-то Андрей вот ни разу не был благочестив. Он был юродивым, "танцевал и играл" голым по улицам.

Само Житие это типичный средневековый "духовный роман". Написано оно во второй половине 10 века.
Историческая его ценность довольно мала.

"какие-то 200 лет отделяли строительство Покрова-на-Нерли от самого факта явления Божией Матери" (ПК).
Если бы на ВДНХ молодежи давали возможность и в самом деле свободно задавать вопросы, может, кто-то и спросил бы Святейшего - все ли написанное в "Житии Андрея" он считает фактами.

"что такое 200 лет? Это время нашествия Наполеона. Но попробуйте что-то фантастическое сочинить про то время, чего бы люди не видели. Разве бы эта легенда сохранилась бы до наших дней?"

Ну, у греков она как раз и не сохранились. Лишь русские "светловолосые варвары" приняли эту легенду.
Легенды могут создавать люди даже вокруг самих себя, не то что вокруг "героев былых времен".

Вспомним легенду о встрече юного Володи Гундяева с Мартином Лютером Кингом (см http://drugoi.livejournal.com/3374462.html и http://diak-kuraev.livejournal.com/1157643.html).
Или сказки про ливанского митрополита Илию. Да и война 1812 гола весьма и весьма мифолигизирована.

Стоит, однако, заметить (к дискуссии о якобы не-влиянии личных грехов священника на преподаваемые им таинства):
"Священник должен приложить большое старание, чтобы не подойти к святому алтарю будучи грешным. Ведь из-за него не сходит туда Святой Дух и собравшиеся там лишаются благодати Духа Святого" (с. 83; слова вложены в уста самого Андрея)


Почему из этого романа избран для праздника именно эпизод во Влахернском храме - не вполне понятно.

Мне лично очень нравится вот этот рассказ:

А теперь я хочу поведать вашей благосклонности и другое чудо, которое произошло с любезным Богу отроком Епифанием. Этот любезный Богу юноша постился в соответствии со своими правилами, проводя по обычаю первую неделю Великого поста без пищи и питья, и, причастившись после этого таинств Христа, затем с помощью хлеба, воды и кое-каких бобов поддерживал телесные силы. И вот во время одного Великого поста, завершив в воздержании вышеназванную неделю, он, в ожидании часа божественной литургии, собственноручно в своей комнате варил бобы, называемые «орофасулон», не позволяя никому из слуг прикасаться к ним. А поскольку в то время стояли холода, он подбросил в печь углей для тепла. Так он и сидел, наклонившись к теплу, пока варились бобы, как вдруг прозвучал сигнал к девятичасовой молитве, и он поднялся и отправился в церковь, никому не приказав позаботиться о своей похлебке. И вот когда он пришел в церковь и, стоя там, устремлял все свои помыслы к Богу, проклятый демон, постоянно одолевающий людской ум нечестивыми мыслями, обрушился на юношу с мыслями об отступничестве, чтобы под предлогом заботы о приготовлении похлебки выгнать его из церкви до окончания службы. И начинает он вплетать ему в ум следующее: «Тебе нужно было позаботиться о своей пище, ты ушел, бросил ее, никому не отдал распоряжений о ней. Поэтому пойди-ка посмотри, может, ты уже все спалил, и кругом воняет гарью. Не сбежит же церковь отсюда, пока ты исполняешь полагающееся тебе по обычаю».

Любезный Богу юноша разгадал уловки лукавого и ответил так на его наущения: «Есть Бог, который позаботится о моем пропитании: ведь Он тот, кто дает пищу всякой плоти, и защитник моей жизни».
Сказав так в уме и в мыслях гнусному завистнику и осенив себя крестом, он остался там до конца службы.

И вот, вернувшись в свой дом, он обнаружил, что все были поражены сладчайшим ароматом, который витал в этом месте, все находились в недоумении, не зная, откуда он происходит, и говорили о нем Епифанию как о чем-то невероятном и великом: «Иди сюда, господин, и вдохни несравненный аромат, хотя никому неведомо, откуда он исходит». И когда Епифаний подошел ближе, он и сам уловил удивительное благоухание и поразился чуду. Тогда, войдя в свою комнату, где была жаровня, наполненная углями, и окинув ее взглядом, он увидел прекрасного видом юношу дивного роста, с лицом, сиявшим ярче солнца, облаченного в одеяние, приличествующее божеству.

Тут Епифаний, изумленный увиденным, вгляделся в его лицо: и было оно то как снег, то как огонь сверкающий; правая же рука его была открыта, и стоял он, хлопоча у жаровни, со светлокудрой головой, с волосами, на вид будто золотыми. И пока Епифаний безмолвно стоял, дивясь его виду, милый тот повар, отведав супа, как если бы он снял пробу с кушанья, и вынув из-за пазухи маленький мешочек, взял тремя пальцами приправу и крестообразно высыпал в горшок, а затем неприкрытую свою руку накрыл плащом. Поглядев на Епифания и улыбнувшись, он внезапно обрел крылья, поднялся от земли и улетел в небо.


***

ау, староверы: милый ангел ЩЕПОТЬЮ перекрестил!

***
Ср. с историей про тетку Петра Чаадаева: http://diak-kuraev.livejournal.com/1308992.html
Однажды она с мальчиками стояла на службе в церкви. И тут прибежал слуга:"Беда! Пожар!дом ваш горит!".

Реакция была спокойной: "Да что ж за беда? Все дети со мной и они здоровы!".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 216 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →