— Да, шумы уж больно громкие. И вот что удивительно: Советский Союз, казалось бы, тоталитарный режим, жесткая идеология, при этом в центре Петербурга стоят памятники царям. С точки зрения советской власти все они были эксплуататоры, исчадия ада, — у нас же о царях ничего хорошего не говорили. Разве что о Петре чуть-чуть. А Екатерина? Хуже не бывает. А Николай I и так далее? И вот стоят памятники, и в советское время стояли. Понимали, что это эксплуататоры, что они наш народ терзали, но памятники им стояли. Когда я учился в школе, нам рассказывали, сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга. Невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в наше время так могли строить города. А Петр строил, и памятник ему стоит…
Не понимаю, почему у нас возникло столь обостренное отношение к таким персонам. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Кто-то пьет чай с сахаром и лимоном, кто-то со сливками, но мы же живем в свободном обществе. Ну, не приноси цветы к этому памятнику, пиши статьи, что этот человек вообще памятника не заслуживает. Мол, раз большинство проголосовало, мы принимаем их мнение, но это не исключает моего критического отношения к этой личности.
Мы должны научиться цивилизованно жить. Сейчас многие критически относятся к советскому прошлому, тем более к революции. Но ведь стоят же памятники, многие без всяких симпатий на них взирают, но ведь никому в голову не приходит их спиливать, как где-то неподалеку от России. Думаю, отношение к такого рода явлениям должно свидетельствовать об определенной зрелости людей, об их, в хорошем смысле слова, толерантности. Не надо перенапрягать межличностные, общественные отношения, поднимать градус полемики, которая вообще не заслуживает того, чтобы слишком сильно влиять на умы людей. Полагаю, нам надо научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, ведь история вся соткана из различных точек зрения. И за границей стоят памятники кровавым королям, но никому в голову не придет сказать: давайте спилим, потому что они столько людей загубили. А вот в учебниках истории нужно говорить правду, нужно говорить и о хорошем, и о плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю, а самое главное, история должна перестать разделять наш народ. Не разделяют же наш народ экспонаты в музее — почему же история нас сейчас так разделяет?
Мы должны пройти через этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся и скажем: то, что с нами было, — было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были. Но мы устремляемся вперед как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой.
http://www.patriarchia.ru/db/text/4650924.html
Мелкая манипуляция в том, что памятники тиранам-королям в Европе не сносят, но и не ставят новых.
Вторая манипуляция - в том, что от человека церкви ждут не "объективный взгляд", а христианский. И тут странна логика: "да, он убивал своих подданных, но зато он же изрядно поубивал и чужих!".
Именно перекрестившись, нельзя уравновешивать аресты ДЕТЕЙ врагов народа ростом выплавки чугуна.
Третья манипуляция: всегда удобно, добившись перевеса, сказать: "а давайте закончим эту игру прям сейчас!". Так Гитлер предлагал вполне миротворческие инициативы после разгрома Польши. В современной России идет откровенная апология сталинизма и деспотии, причем с установкой на их практическое переиздание - а патриарх говорит "а давайте не будем спорить об этом!".
но если даже о 16 веке спорить нельзя - то о чем же можно? О котиках и песиках? Ой, о песиках тоже нельзя: начнется разговор о щенках, даримых первым лицам, и далее он перейдет на них самих...
И четвертое: на словах призывая к развитию богословия и церковной науки, патриарх игнорирует труды этой самой науки.
Конкретно я говорю о фундаментальном труде архим. Макария Веретенникова "Митрополиты Древней Руси (10-16 века)". М, Сретенский монастырь, 2016.
В книге 1244 страницы (цена за три тысячи рублей).
Последняя, пятая, глава называется "Царский произвол".
Это о судьбах митрополитов эпохи как раз Ивана Грозного.
И ведь какова сила традиции: как 500 церковных журналистов молча и умильно внимали словам начальствующего докладчика и никто в своих бложиках не позволил себе не согласиться хоть в малости (в том числе и иером. Макарий Маркиш), как 600 игуменов молча же приняли от Главного Священноархимандрита рецепт игуменского духовничества, который при реализации уничтожит их монастыри - так и при Иване Грозном: Московский собор единогласно 4 ноября (да, да, в нынешний "день народного единства") лишил Филиппа митрополичьего сана.
А перед этим
"Вернувшаяся с Соловков комиссия представила боярам материалы о "порочной" жизни митрополита Филиппа, когда он был там игуменом. Приведенные данные были, несомненно, сфабрикованы. В Москве опричники схватили некоторых приближенных святителя и забили их насмерть железными палицами. Этот факт нашел отражение в Синодике, где записаны митрополичьи старцы Леонтий Русинов, Никита Опухтин и другие... Выступления митр. Филиппа против опричнины и отношение к нему царя наши отражение в русской словесности. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами. Выражение "филькина грамота" укоренилось в народе" (с. 1156; последний тезис - со ссылкой на: Вартаньян Э. Язык. Слово. Речь. М., 2007, с. 526).
***
В этой же книге - к старой теме моего блога о том, что св. Петр не носил титул московского митрополита: "Этот отнюдь не было официальным перенесением митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Это было только перенесением места жительства de facto... В летописях под 1326 годом повествуется: "Тое же зимы преставися Петр митрополит Кыевьскыи декабря 20" (cс. 306-307).
***
А теперь - очередная "вишенка":
16 июля 2011 года, в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа и в присутствии большой делегации Орловской епархии во главе с правящим архиереем (то есть как раз той, которая ныне поддержала установку памятника Ивану Грозному), Святейший гневно изрек:
"Грех государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!
Пастырь призван защищать человеческие души от соблазнов греха, от растления, от того самого волка-диавола. Ведь именно такими были поступки Иоанна Грозного. Это не было справедливым пролитием крови, и беззаконие растлевало души людей, давая пример того, как можно беззаконно и жестоко решать свои собственные проблемы".
http://www.patriarchia.ru/db/text/1578058.html
И я, как всегда, согласен с патриархом Кириллом - каким он был до 2012 года.
Но вот еще что странно: митрополит Филипп отказался "прилюдно благословить находившиеся в крови руки государя", а патриарх Кирилл благословил памятник Ивану, прозванному Васильевичем, в котором царь этими сами кровавыми руками воздымает Крест Христов.
Кстати, памятник сей карикатурен тем, что обе руки правителя заняты (крестом и мечом), и конем он вообще не управляет. Оно и в самом деле: так (не)управляемая им Русь неслась галопом к пропасти Смутного времени.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →