диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Журналисты выслушали мастер-класс по манипулированию

- Сейчас в обществе возобновились очень жесткие дискуссии относительно исторических персонажей. Когда им устанавливают памятники или мемориальные доски, начинаются баталии, в ходе которых очерняется наше прошлое, наша история. И вопрос заключается в том, можем ли мы что-то сделать, чтобы добиться общественного согласия в понимании русской истории или же, говоря Вашими словами, разграничить шумы и сигналы.

— Да, шумы уж больно громкие. И вот что удивительно: Советский Союз, казалось бы, тоталитарный режим, жесткая идеология, при этом в центре Петербурга стоят памятники царям. С точки зрения советской власти все они были эксплуататоры, исчадия ада, — у нас же о царях ничего хорошего не говорили. Разве что о Петре чуть-чуть. А Екатерина? Хуже не бывает. А Николай I и так далее? И вот стоят памятники, и в советское время стояли. Понимали, что это эксплуататоры, что они наш народ терзали, но памятники им стояли. Когда я учился в школе, нам рассказывали, сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга. Невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в наше время так могли строить города. А Петр строил, и памятник ему стоит…

Не понимаю, почему у нас возникло столь обостренное отношение к таким персонам. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Кто-то пьет чай с сахаром и лимоном, кто-то со сливками, но мы же живем в свободном обществе. Ну, не приноси цветы к этому памятнику, пиши статьи, что этот человек вообще памятника не заслуживает. Мол, раз большинство проголосовало, мы принимаем их мнение, но это не исключает моего критического отношения к этой личности.

Мы должны научиться цивилизованно жить. Сейчас многие критически относятся к советскому прошлому, тем более к революции. Но ведь стоят же памятники, многие без всяких симпатий на них взирают, но ведь никому в голову не приходит их спиливать, как где-то неподалеку от России. Думаю, отношение к такого рода явлениям должно свидетельствовать об определенной зрелости людей, об их, в хорошем смысле слова, толерантности. Не надо перенапрягать межличностные, общественные отношения, поднимать градус полемики, которая вообще не заслуживает того, чтобы слишком сильно влиять на умы людей. Полагаю, нам надо научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, ведь история вся соткана из различных точек зрения. И за границей стоят памятники кровавым королям, но никому в голову не придет сказать: давайте спилим, потому что они столько людей загубили. А вот в учебниках истории нужно говорить правду, нужно говорить и о хорошем, и о плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю, а самое главное, история должна перестать разделять наш народ. Не разделяют же наш народ экспонаты в музее — почему же история нас сейчас так разделяет?

Мы должны пройти через этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся и скажем: то, что с нами было, — было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были. Но мы устремляемся вперед как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4650924.html

Мелкая манипуляция в том, что памятники тиранам-королям в Европе не сносят, но и не ставят новых.

Вторая манипуляция - в том, что от человека церкви ждут не "объективный взгляд", а христианский. И тут странна логика: "да, он убивал своих подданных, но зато он же изрядно поубивал и чужих!".

Именно перекрестившись, нельзя уравновешивать аресты ДЕТЕЙ врагов народа ростом выплавки чугуна.

Третья манипуляция: всегда удобно, добившись перевеса, сказать: "а давайте закончим эту игру прям сейчас!". Так Гитлер предлагал вполне миротворческие инициативы после разгрома Польши. В современной России идет откровенная апология сталинизма и деспотии, причем с установкой на их практическое переиздание - а патриарх говорит "а давайте не будем спорить об этом!".
но если даже о 16 веке спорить нельзя - то о чем же можно? О котиках и песиках? Ой, о песиках тоже нельзя: начнется разговор о щенках, даримых первым лицам, и далее он перейдет на них самих...

И четвертое: на словах призывая к развитию богословия и церковной науки, патриарх игнорирует труды этой самой науки.
Конкретно я говорю о фундаментальном труде архим. Макария Веретенникова "Митрополиты Древней Руси (10-16 века)". М, Сретенский монастырь, 2016.
В книге 1244 страницы (цена за три тысячи рублей).

Последняя, пятая, глава называется "Царский произвол".
Это о судьбах митрополитов эпохи как раз Ивана Грозного.

И ведь какова сила традиции: как 500 церковных журналистов молча и умильно внимали словам начальствующего докладчика и никто в своих бложиках не позволил себе не согласиться хоть в малости (в том числе и иером. Макарий Маркиш), как 600 игуменов молча же приняли от Главного Священноархимандрита рецепт игуменского духовничества, который при реализации уничтожит их монастыри - так и при Иване Грозном: Московский собор единогласно 4 ноября (да, да, в нынешний "день народного единства") лишил Филиппа митрополичьего сана.

А перед этим
"Вернувшаяся с Соловков комиссия представила боярам материалы о "порочной" жизни митрополита Филиппа, когда он был там игуменом. Приведенные данные были, несомненно, сфабрикованы. В Москве опричники схватили некоторых приближенных святителя и забили их насмерть железными палицами. Этот факт нашел отражение в Синодике, где записаны митрополичьи старцы Леонтий Русинов, Никита Опухтин и другие... Выступления митр. Филиппа против опричнины и отношение к нему царя наши отражение в русской словесности. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами. Выражение "филькина грамота" укоренилось в народе" (с. 1156; последний тезис - со ссылкой на: Вартаньян Э. Язык. Слово. Речь. М., 2007, с. 526).

***
В этой же книге - к старой теме моего блога о том, что св. Петр не носил титул московского митрополита: "Этот отнюдь не было официальным перенесением митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Это было только перенесением места жительства de facto... В летописях под 1326 годом повествуется: "Тое же зимы преставися Петр митрополит Кыевьскыи декабря 20" (cс. 306-307).

***
А теперь - очередная "вишенка":
16 июля 2011 года, в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа и в присутствии большой делегации Орловской епархии во главе с правящим архиереем (то есть как раз той, которая ныне поддержала установку памятника Ивану Грозному), Святейший гневно изрек:

"Грех государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!
Пастырь призван защищать человеческие души от соблазнов греха, от растления, от того самого волка-диавола. Ведь именно такими были поступки Иоанна Грозного. Это не было справедливым пролитием крови, и беззаконие растлевало души людей, давая пример того, как можно беззаконно и жестоко решать свои собственные проблемы".
http://www.patriarchia.ru/db/text/1578058.html

И я, как всегда, согласен с патриархом Кириллом - каким он был до 2012 года.

Но вот еще что странно: митрополит Филипп отказался "прилюдно благословить находившиеся в крови руки государя", а патриарх Кирилл благословил памятник Ивану, прозванному Васильевичем, в котором царь этими сами кровавыми руками воздымает Крест Христов.

Кстати, памятник сей карикатурен тем, что обе руки правителя заняты (крестом и мечом), и конем он вообще не управляет. Оно и в самом деле: так (не)управляемая им Русь неслась галопом к пропасти Смутного времени.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →