диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Архи-тактичная высоко-преосвященнейшая пастырская помощь и утешение

29 октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при детском туберкулезном санатории "Дружба".
Выступая перед больными туберкулезом детьми митрополит сказал:

"Мы понимаем, что болезни, которые случаются в жизни, не случайны. В большинстве своем мы сами их наживаем. Это расплата за нашу непутевую жизнь. Если мы объедаемся, напиваемся, распутничаем, это приводит ко множеству заболеваний. Болезни - это гости, которые приходят к нам и напоминают о покаянии - чтобы мы остановились и опомнились".

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=108061#ad-image-0

на фото: лютые грешники, напившиеся, обожравшиеся и наблудившие до туберкулеза:



***

Из моего текста почти 20-летней давности:

В 1998 году архимандрит Сергий (Стуров) на страницах «Аргументов и фактов» издания так объяснил, почему в декабре 1997 г. совпали несколько катастроф: "И священнослужители, и верующие предупреждали телевидение, что показывать фильм "Последнее искушение Христа" нельзя, что Бог поругаем не бывает. Увы, нашему голосу никто не внял, и мы видим, как после показа фильма на Россию обрушились страшные катастрофы на шахте под Новокузнецком, в Иркутске, в Нарьян-Маре" .

Звучит благочестиво. Архимандрит Сергий постарался выглядеть в глазах читателей глубоко верующим человеком. Но –– в кого? В какого бога верит он? В евангельского Бога любви и человеколюбия или в сумасбродного олимпийского божка? Не выглядит ли Господь в его изображении безумным садистом? НТВ действительно совершило кощунство, показав этот фильм. Но на каком основании можно полагать, будто за грех московских телеполитиков Бог карает новокузнецких шахтеров? Как связана с этим фильмом беременная женщина, сгоревшая в вертолете под Нарьян-Маром?

Неужели Промысл не умеет действовать точно –– воздавая конкретным виновникам зла, но слепо крушит все направо и налево, не разбирая лиц? Если Бог любовью Своею терпит непосредственных инициаторов греха, не посещая их ни болезнью, ни даже печалью –– то зачем же полагать, будто так решительно и страшно за их грех Он карает посторонних людей?

С точки зрения богословски-теоретической –– опасное это дело так поспешно (и вдобавок с такой короткой исторической дистанции) оценивать пути Промысла. С точки зрения богословски-практической прежде всего действительно необходимо признать, что нравственное достоинство человека определяется тем, насколько он готов находить смысл в своих собственных страданиях.
Как говорил свт. Иоанн Златоуст, тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, недалек от святости. О себе человек может думать словами больного из пастернаковского стихотворения "В больнице": "О, Господи, как совершенны дела Твои, — думал больной... Кончаясь в больничной постели, я чувствую рук Твоих жар...".

Но отнюдь не благочестием, а просто нравственным идиотизмом было бы зайти к соседке и авторитетно объявить ей смысл ее бед: "Ты, Марья, потому вчера ногу сломала, что позавчера со мною в церкву не пошла!"...

А с точки зрения просто нравственной –– нехорошо боль других людей использовать в качестве повода для того, чтобы продекларировать: "Ну я же предупреждал! Вы поняли теперь, насколько я был прав?!"

У Промысла свои тайны. Но это - тайны, а не секреты, и к ним не может быть быстродействующих отмычек…


***

А тем временем мимо преосвященных моралистов:

"Когда в Детском хосписе начинает умирать ребёнок, родители должны сделать выбор: они хотят чтобы он умер один в реанимации или дома рядом с семьёй... Простите что я пишу вам всем все эти страшные вещи. Но мне кажется важным, чтобы вы это знали. Потому что невозможно жить за забором концлагеря и не думать о том, что внутри. В эту ночь в нескольких московских квартирах происходят очень страшные вещи. Мы не можем никак это изменить: бывают ситуации, в которых медицина действительно бессильна. Но мы можем быть рядом. Не оставлять родителей один на один со всем этим. Мы можем облегчить боль, одышку, рвоту, маяту и бессонницу. Родители не выдержат неделями не спать, не есть и не ходить в туалет. Кто-то должен их подменять рядом с ребёнком. И главное - кто-то должен взять на себя ответственность принять это решение: когда пора увеличить дозу морфина.
далее:

https://www.facebook.com/lida.moniava/posts/1288248007893635
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 228 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →