диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Учебник про мучеников?

ОРОиК объявил, что подготовил учебник о восьми уроках про новомучеников.

Дело хорошее. Но я уверен, что среди восьми уроков там нет шести самых важных тем.

1. Жизнь и слово. Почему есть слова, право на отказ от которых приобретается отказом от жизни? Можно ли жить, став предателем?

Тут надо не декларировать, а убедить старшеклассников в правоте Дамблдора: "Есть вещи более страшные, чем смерть".
Готовы ли авторы учебника и педагоги к дискуссии в классе на тему о том, что человеческая жизнь не есть высшая ценность и что более того - ее ценность измеряется тем, за что ее саму как раз можно отдать?

Провели ли авторы (Е. Балашова и С. Шестакова - https://life.ru/t/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/928503/rpts_razrabotala_dlia_shkol_uchiebnyi_kurs_o_sviatykh_ubitykh_bolshievikami) хоть одну живую дискуссию с подростками именно на эту тему?

Введены ли и объяснены ли ими термины "сверхценности" и "сверхмотивация"? Перелопатили ли они гору литературы на тему The Psychology of the Christian Martyrs of the Roman Empire?

А если они наткнутся на позицию "лучше пять минут быть трусом, чем потом всю жизнь покойником"? Понимают ли они, что идут к подросткам с предложением: "я расскажу вам нечто, согласие с чем может убить вас!"?

Рекомендована ли в учебнике песня Высоцкого про "деревянные костюмы"?

2. Еще один урок должен из мира аксиологии увести в мир древней истории и сравнительного религиоведения. Что такое феномен христианского мученичества?

Иудеи считают, что еврейская жизнь важней любых слов и клятв. Говори, что требуют захватившие тебя террористы или власти - но спаси свою еврейскую жизнь.

Гностики считали, что никакие грехи тела (в том числе и лже-клятвы и отречения) все равно не затронут инопланетную гостью-душу.

"Вальдец качнулся к гиперстрацианской этике:
– Значит, считаете себя раненым? Но рассудите: личность невыразима, уникальна и не чувствительна к внешним воздействиям. Поэтому ранена только рана; а она, будучи внешней по отношению к субъекту и чуждой интуиции, не создает повода для боли" (Шекли. Обмен разумами).

Боги язычников вообще не ревнивы.

Так почему для христиан это было так значимо?
Причем ведь от христиан даже требовали не отречения от своего, а просто имитацию соучастия в общепринятом государственном обряде.

Объяснено ли в учебнике, "свидетелями" чего считаются "мученики"? А это ведь тема отдельного урока: вера христиан в Божий суд, в значимость и бессмертие души и в воскресение тела.

Смогут эти две женщины рассказать подросткам житие Софии и ее дочерей и убедить их в том, что пожертвовать дочками (Верочкой, Наденькой и Любашей) было верным решением?

Смогут они провести демаркационную линию между знаками гражданской лояльности и религиозным ритуалом?

Но если это не по силам авторам учебника, то зачем бросать в заведомо проигрышный бой рядовых педагогов?

3. Третий очень важный и опять же пропущенный урок: как, воспевая христианских мучеников, не превознести исламских шахидов? Как эксперты ОРОиК отличат Самсона, своей смертью убившего сотни врагов, от исламского шахида?

4. Как пояснить, что жертвы советских репрессий есть именно религиозные мученики? Ведь вряд ли есть хоть один приговор со словами "Поскольку подсудимый отказался отречься от веры во Христа и Бога, приговорить его к...".

А если кто-то из них и согласился бы на слова отречения - точно ли это спасло бы ему жизнь во времена, когда и атеистическую компартию "чистили" не менее безжалостно?

Как отличить протест гражданский и религиозный?

И готовы ли авторы пафосного учебника ответить на простой вопрос: а почему не все христиане, не все священники и не все епископы стали мучениками в советские времена? Почему кого-то эта чаша миновала? Выходит, людей вычищали из жизни не по собственно религиозному критерию? Жизнь все же можно было чем-то купить? Чем?

И тут честный разговор должен выйти на тему социального контроля и манипуляции. Оказывается, гонителям нужно было нечто иное, чем физическое уничтожение. Им была нужна управляемость. Почему кто-то из епископов им стал помогать в достижении этой цели, а кто-то нет? Почему в итоге святыми стали вторые, а не первые?

5. Сегодня принято говорить о том, что на каждом из уроков дети должны овладевать определенной "компетенцией", обретенные знания превращать в свои собственные навыки и убеждения.
Как в таком учебнике перебросить мост из истории в современность? Просто "Дети, помолимся нашим новомученикам?".

Этого недостаточно. Значит, надо ставить другие трудные вопросы:

Возможно ли христианское мученичество сегодня в наших мегаполисах?
Женщина, которая знает, что роды ее убьют и решившаяся все же дать жизнь ребенку, отказавшаяся от аборта - это кто? Дура или святая? Фанатичка или мученица?

Предположим, вы поступили в мечтаемый вами университет. Что может вынудить вас хлопнуть его дверью, какой навязываемый его администрацией выбор вы сочтете недопустимым вторжением в вашу частную жизнь и совесть?
Есть ли для вас красная черта, за который вы готовы жертвовать если не жизнью, то карьерой?

И, наконец: а если не умирать, то как еще можно отстаивать свои убеждения перед лицом власти и толпы?

6. Что такое гонения в СССР? Тут нужны фрагменты лагерной прозы (Солженицын, Шаламов, Гинзбург...). Чтобы за словом "арестован" стало проступать человеческое, а не абстрактно-правовое содержание.
Какие еще были формы утеснений? Ссылки, налоги, ограничения для детей...


И вот после всех этих шести "введений в тему" можно уже два урока посвятить конкретным примерам мученических судеб.

Я понимаю, что учебник писался для отчета в патриархию и рассчитан на уши, заранее все с себя смахивающие. Но вдруг кто-то всерьез станет думать над предлагаемыми сюжетами и задавать трудные и единственно важные вопросы?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 284 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Единственная богоугодная форма мученничества, это жертва своими интересами, комфортом, желаниями, амбициями, жизнью и даже честью во имя ближнего своего.
Всё остальное не мученничество в нравственно-евангельском смысле, а фигня обрядоверческая или неизбежные обстоятельства, или фанатизм, или глупость, или...
"Единственная богоугодная форма мученичества, это жертва своими интересами, комфортом, желаниями, амбициями, жизнью и даже честью во имя ближнего своего.
Всё остальное не мученичество в нравственно-евангельском смысле, а фигня обрядоверческая или неизбежные обстоятельства, или фанатизм, или глупость, или..."

Нет и не может быть НИКАКОЙ ИДЕИ, стоящей человеческой жизни. В том числе и "идеи Бога".
Думаю точно так же. +++++++++++!!!

anverser

3 years ago

st_viadimir

3 years ago

anton_voevodinf

3 years ago

tindaris

3 years ago

tindaris

3 years ago

anton_voevodinf

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

tindaris

3 years ago

matilda1620

3 years ago

anverser

3 years ago

st_viadimir

3 years ago

anverser

3 years ago

doctorpukich

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

doctorpukich

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

st_viadimir

3 years ago

anverser

3 years ago

grechunja

3 years ago

anverser

3 years ago

grechunja

3 years ago

anverser

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

anverser

3 years ago

st_viadimir

3 years ago

anverser

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

Чрезвычайно нужные вопросы...
как вы относитесь к передаче Николаем-2 власти в государстве и РПЦ в руки "представителей"?

dave_7447

3 years ago

anverser

3 years ago

dave_7447

3 years ago

anverser

3 years ago

dave_7447

3 years ago

anverser

3 years ago

dave_7447

3 years ago

dave_7447

3 years ago

anverser

3 years ago

tindaris

3 years ago

matilda1620

3 years ago

tindaris

3 years ago

matilda1620

3 years ago

matilda1620

3 years ago

anverser

3 years ago

tindaris

3 years ago

anverser

3 years ago

tindaris

3 years ago

Объясните как делают святыми и мучениками, вот к примеру Бог наказывает Церковь в Её служителях за мерзость запустения на святом месте, допускает разрушение храмов, гонения и даже расстрел духовенства и священства, спрашивается, о каком прославлении речь, за что, если это наказание Божье за растление Церкви?
святыми не делают

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

maxthebear

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

maxthebear

3 years ago

Вася Пупкин

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

zurikat_ktulhu

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

Вася Пупкин

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

izhaleksik

3 years ago

izhaleksik

3 years ago

Deleted comment

semnalekseev

3 years ago

"Про деревянные костюмы" - одна из лучших.
только она "бушлаты": https://www.youtube.com/watch?v=wEQkOHL08UI

d_igor_po

3 years ago

reader59

3 years ago

Прежде чем отвечать на такие вопросы нужно раскрыть понятие святости, что это такое?...критерии святости,на основании чего святой?
святые среди людей выясняются обстоятельствами, в которых становится явной (проявляется) их вера в Бога, в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего

то есть, в этих обстоятельствах человек может поступить так-то, и может поступить иначе

если он может поступить каким-то определенным образом только при условии сильной веры, то это свидетельствует о его святости
Если священники не в состоянии ответить на множество вопросов, то что что говорить об учителях? - надеяться на умного и неформального учителя? - наивно...
священники не для того, чтобы отвечать на вопросы

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

semnalekseev

3 years ago

anverser

3 years ago

Deleted comment

anverser

3 years ago

Deleted comment

anverser

3 years ago

maxthebear

3 years ago

wlada_kap

3 years ago

anverser

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

wlada_kap

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

wlada_kap

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

wlada_kap

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

Как эксперты ОРОиК отличат Самсона, своей смертью убившего сотни врагов, от исламского шахида?

Данное поведение Самсона по форме абсолютно антихристианское, а значит, в нашу христианскую эпоху является примером для буквального подражания нашим братьям иудеям и мусульманам.
Для христиан здесь важен прообразный символизм, ну как Пс. 136:9 с “младенцами о камень”.

А вот объяснить почему не святой Николай Гастелло, в отличие от последнего Государя Страстотерпца, действительно, будет не просто...
А разве Бог как-то являл святость Гастелло?
Святость это не смерть ради чего-то, а единение с Богом, свидетельством чего могут быть поступки человека.
Точно такие же поступки могут быть и по другим причинам.

piter_pen_01

3 years ago

Вася Пупкин

3 years ago

piter_pen_01

3 years ago

Абсолютно ненужное глубокое бурение. Дети и так максималисты, а тут такая тонкая грань, к чему это, если они ещё вообще жизни не знают, а им тут вывалят на голову мученичество. К тому же, не та среда. Готовы ли авторы учебника и педагоги к дискуссии в классе на тему о том, что человеческая жизнь не есть высшая ценность и что более того - ее ценность измеряется тем, за что ее саму как раз можно отдать? А то! За едимроссию надо отдавать жизни, за крымнаш надо, за ЛуганДон надо, за виолончели надо - до фига дыр, которые надо заткнуть жизнями, которые бабы новых нарожают.
Плюсую! +++++++++++++++++++!!!

matilda1620

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

irina_khuhokova

3 years ago

anton_voevodinf

3 years ago

tindaris

3 years ago

Вася Пупкин

3 years ago

irina_khuhokova

3 years ago

Вася Пупкин

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

irina_khuhokova

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

Заигрались РПЦшники,лет через 30 будут "заветы Ильича" нести)вообще сама идея спорная,а они еще и прогрессируют в ней аки колхозники в Большом театре)
Ну хоть Чарли на хер послали,похудеет можт чуток)

Моральный капитал Бутовского полигона протрачен Переделкино Лакшери Эстейт?

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

giperboreyrus

3 years ago

tindaris

3 years ago

doctorpukich

3 years ago

ivanliveforever

3 years ago

khristianin

3 years ago

ivanliveforever

3 years ago

Эти уроки будут готовить атеистов. И это хорошо.
а если суицидников?

a_malyuitina

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

Deleted comment

4e_pi_go

3 years ago

zurikat_ktulhu

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

pavel58

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

pavel58

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

pavel58

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

a_malyuitina

3 years ago

doktorov_d

3 years ago

А может Церкви вообще лезть не надо было в образование?
Церкви бы вообще было бы лучше оставаться внутри церковной ограды. Верующие в себе несли бы евангельский свет, кто на сколько там уже насветит... И шли бы люди за светом в храм, а не отбивались бы от навязчивых верующих и конъюнктурщиков. До дичи доходит это выплёскивание из берегов - одна последняя стори про то, как на Кузнецове крестики кончились... Анекдот какой-то идиотский! (((

eksebichi

3 years ago

tindaris

3 years ago

grechunja

3 years ago

anverser

3 years ago

eksebichi

3 years ago

anverser

3 years ago

eksebichi

3 years ago

anverser

3 years ago

Самое неприятное, что вопросы по этим темам и не предполагаются. Пристальное рассматривание не приветствуется: не думай, а веруй. Если подготовленная аудитория, то ладно бы, но школа?!
Глубоко убеждена, что на подобные темы с детьми должны говорить не только специально подготовленные педагоги (даже далеко не каждый священник может иметь доступ), но и специально отобранные для этого. Иначе вреда будет значительно больше, чем пользы.
Не ставится цель "принесения пользы" в земной жизни от помазания смирной. Это своего рода погребальный обряд, детей готовят к принятию смерти.

tindaris

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

dave_7447

3 years ago

tindaris

3 years ago

dave_7447

3 years ago

tindaris

3 years ago

dave_7447

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

Надо бы сказать, что в иудаищме к мученичеству очень сложное отношение: в Палестинском талмуде есть некий аналог Игнатия Богоносца: рабби, который мог откупиться и получить либеллум но гордо предстал перед игемоном и исповедал себя учителем торы (авода зара 23d)

Так и православные святые намекали на то что мученичество - не предел совершенства
:
Вот почему Платон, которого еретики чаще всего привлекают в качества авторитета, отрицающего творение, в третьей книге Государства пишет, что ради гармонии между телом и душой следует особенно заботиться о теле, с помощью которого только и может жить и праведно действовать славный провозвестник истины. Только сохраняя жизнь и здоровье, мы можем достигнуть гносиса. Тот же, кто не может подняться до самых высот непосредственно, занимаясь сначала необходимыми повседневными вещами и только через них достигая того, что в конечном итоге ведет к гносису, разве не должен стремиться к благополучию? Лишь через жизнь мы утверждаем благоденствие; и лишь в этой телесной оболочкой, упражняясь в добродетели, постигаем бессмертия. Климент Александрийский. Строматы 4.4
Платон был панкратиастом, и говорят - отличным. Уж ему сам Бог велел рассуждать о теле (может, Гермес? Или личный Даймоний?) Но идеи калокагатос противоречат сути христианства, по крайней мере средневекового. В основе такого христианства противостояние между душой и телом и главная идея - погубить тело любыми способами, чтобы спасти душу. Была даже такая еретическая, но очень логичная теория, что тело создано дьяволом, а душа - Богом, и даже весь мир создан дьяволом, а только душа - Богом. Отвергнув и иудейскую, и эллинистическую традиции, христиане средневековья оказались в вакууме, и это было так жутко, что приходилось только ждать апокалипсиса). Впрочем, вакуум заполнили.
Что же касается иудаизма, то это очень мистическая религия, и поступки героев Ветхого Завета всегда имеют глубоко мистический смысл. Самсон погибает не сразу, а только когда его волосы отросли, его смерть - это возвращение к Богу. Авраам приносит в жертву сына, но на самом деле - отдает богу всех своих потомков от этого сына. И т. д.
Если мистического смысла жертвовать собой не просматривается, умирать незачем! Впрочем, он просматривается верующим иудеем регулярно.
Это от иудаизма пошло христианское мученичество- у евреев нет такого сильного конфликта между духовным и телесным, но есть очень большая важность духовного и очень малая важность телесного, несопоставимость. Отсюда Самсон и, к примеру, Моссада.

Анекдот в тему

Иисус, Моисей и Бог-отец играют в гольф. Моисей бьёт по шарику, и тот падает в океан. Моисей делает шаг, воды расступаются, Моисей бьет второй раз, и шарик попадает в лузу. Бьет Иисус, шарик опять попадает в океан, но Иисус проходит по воде, как по тверди земной,делает второй удар и попадает в лузу. Бьет Бог — в океан. Там шарик съедает рыбка, рыбку подхватывает чайка, на чайку нападает коршун и несет ее в сторону лузы. Когда коршун пролетает над лузой, гремит гром, молния ударяет в коршуна, чайка от испуга открывает рот, и шарик попадает в лузу.

Иисус:

— Папа, бросьте свои еврейские штучки и играйте по правилам

matilda1620

3 years ago

kanadskij_baton

3 years ago

ermenegilda

3 years ago

anton_voevodinf

3 years ago

Ну и наконец: апостол Павел говорит преинтереснейшие строки: аще раздам все имение, отдам тело на сожжение, а любви не имею - нет мне в том никакой пользы... То есть , оказывается: мученичество и жертвенность - не тождественны любви и могут быть бесполезны
Мученичество не просто "не тождественно" - а прямо противоположно суициду. Бытие человека в мире началось с суицида, и закончилось мученичеством - поправшим смерть.

tindaris

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

sputnik_zakata

3 years ago

tindaris

3 years ago

А вот интересно, можно ли о.Андрея считать мучеником...

Deleted comment

matilda1620

3 years ago

dave_7447

3 years ago

matilda1620

3 years ago

doctorpukich

3 years ago

matilda1620

3 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →