диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Общественная палата о результатах курса ОРКСЭ

Большинство (62%) участников опроса сказали, что вследствие изучения Курса поведение и отношение их ребенка к сверстникам и взрослым не изменилось. В то же время каждый четвертый (28%) респондент сказал, что подобные изменения он заметил. Даже если некоторые из этих
суждений были выставлены «авансом» - «должны быть изменения, пока не очень заметно, но обязательно будут» - все же этот показатель отражает высокую эффективность Курса как инструмента духовно-нравственного воспитания.
«Нам, конечно, трудно судить, потому, что пока немного отзанимались. Но, пусть по крупинке, но оно дает свои результаты».
«Я думаю, не только курс сам по себе приводит к нравственности, а именно в результате совместных усилий и родителей, и учителей... Но и курс тоже играет роль»..
Отсутствие воспитательного эффекта родители чаще объясняли не недостатками Курса, а тем, что он преподается очень непродолжительное время.
S «У нас так быстренько все пронеслось, галопом, что он [ребенок] даже не понял, что это было*.
Некоторые участники опроса говорили о том, что ребенок вследствие изучения Курса никак не изменился, так как он воспитывается в религиозной семье, и ранее получил более полное, чем на уроках ОРКСЭ, представление о православной культуре: «ничего нового он там не узнал, лш ему дома уже о православии рассказывали*.
Респондентов, которые заметили изменения в своих детях, спрашивали (вопрос был задан в открытой форме), какие именно изменения они заметили. В табл. 3 представлены ответы респондентов, сгруппированные по категориям.

Таблица 3
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ ЗАМЕТИЛИ В СВОИХ ДЕТЯХ
Категория Высказывания респондентов
1. Стал добрее, терпимее Уважение появилось к людям, стал более терпимым, добрым, нравственным, независтливым, уважение к старшим появилось, появилась забота о других, внимательным стал, стал лучше к природе относиться
2. Уменьшилась агрессивность Стал менее агрессивным, спокойным, уравновешенным, послушным, более дружелюбным, не грубит взрослым, научился уступать


3. Стал больше задумываться Проблемы стал обсуждать, стал размышлять, думать о своих поступках, стал взрослее, рассудительным, стал задавать вопросы, появилось свое мнение, стал разговаривать на серьезные темы, больше понимать, задавать нравственные вопросы, ребенок научился рассуждать, анализировать свои поступки, появилось понятие добра и зла
4. Стал воспитаннее Стал вежливее, форма общения изменилась в лучшую сторону, поведение стало лучше, научился себя вести
5. Стал образованнее Кругозор расширился, Стал понимать различие в верах, появился интерес к учебе
6. Улучшилось
отношение к близким Изменилось отношение к семье, к родителям, стал больше тянуться к семье "
7. Стал общительнее Стал общительнее, более открытым, со сверстниками больше общаться стал
8. Стал патриотичнее Стал патриотичнее

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(% от всех опрошенных)
Стал терпимее, добрее 10 %

Стал более образованным 7 %
Стал больше задумываться 4 %
Стал воспитаннее 4%
Уменьшилась агрессивность 3%
Улучшилось отношение к близким
3%
Стал общительнее 1 %

Вариант «ребенок стал патриотичнее» на диаграмме 4 не представлен, так как данное изменение отметил только один участник опроса.
Также респондентов спрашивали, стали ли их дети вследствие изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» добрее и терпимее. Каждый третий участник опроса (38%) сказал, что вследствие изучения Курса его ребенок стал добрее и терпимее. Отличие этого показателя от данных, представленных на диаграмме 4 обусловлено тем, что при ответах на открытые вопросы респонденты значительно чаще уходят от ответа.

Каждый второй (50%) сказал, что не заметил подобных изменений. При этом многие родители говорили, что в результате изучения Курса ребенок не изменился потому, что «она у меня и так хорошая была - послушная, добрая».
По мнению родителей, наибольшее воздействие на детей оказывает изучение буддийской и исламской культур, наименьшее - светской этики. Таким образом, можно говорить о том, что именно в религиозных модулях родители видят потенциал духовно-нравственного воспитания школьников. Нерелигиозный модуль - «Основы светской этики», по мнению родителей, соответствующим воздействием обладает в наименьшей степени.

ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО ДЕТИ ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО МОДУЛЯ СТАЛИ ДОБРЕЕ, ТЕРПИМЕЕ
(% от респондентов, чьи дети изучают соответствующий модуль)
Основы буддийской культуры 94%
Основы исламской культуры 57%
Основы православной культуры 46%
Основы мировых религиозных культур 44%
Основы светской этики 28%

В то же время следует отметить, что, по словам одного из экспертов, «результаты духовно-нравственного воспитания не могут быть видны немедленно. Значительно важнее отсутствие негативных последствие, которые, как раз, могут проявиться крайне быстро».

Прежде всего, следует отметить, что никто из участников опроса не рассказывал о случаях возникновения конфликтов, связанных х: преподаванием данного курса, между школьниками. Также, по словам сотрудника Министерства образования и науки, «никаких сигналов о конфликтах, связанных с преподаванием курса, мы не получали».
Крайне малое число (1,8%) участников опроса сказали, что изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» негативным образом сказалось на сплоченности класса, в котором учится их ребенок.
«Они и так были дружными, никаких изменений не произошло. Но самое главное, что не разделились, несмотря на то, что разные модули выбрали».
«Никак это не влияет на их отношения. Они относятся к тому как просто к курсу. Идут они так же, как на иностранный, например, одни учат французский, другие немецкий и все вместе английский».
«В принципе все модули курса учат доброму, вечному. Так что приводит только к лучшему. Какой-то объединительный момент был».
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день опасения, что модульность Курса приведет к росту межрелигиозной и межнациональной нетерпимости в школьной среде, не подтверждаются.
Диаграмма 6
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИЗУЧЕНИЕ КУРСА РАЗОБЩИЛО ОДНОКЛАССНИКОВ ВАШЕГО РЕБЕНКА, СДЕЛАЛО ИХ БОЛЕЕ ДРУЖНЫМИ ИЛИ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО НА СПЛОЧЕННОСТЬ КЛАССА?
(% от всех опрошенных)
Разобщило 1,8%
Сделало более дружными 20%
Никак не повлияло 60%
Затрудняюсь ответить18 %

Данный показатель не зависит от того, сколько модулей изучают одноклассники. Те классы, где дети изучают различные модули, также не стали более разобщенными. В то же время некоторые респонденты отметили, что изучение Курса имеет негативные последствия.
«Теперь дети узнали, кто какой национальности. Хотя до этого все были едины, никого не интересовал этот вопрос».
«Теперь дети стали делиться по расам. Одни такие, вторые такие, третьи такие».
Респонденты, проживающие в Карачаево-Черкессии, говорили о том, что разделение по модулям, связанное с национальностью детей в школах республики существует давно и не является новым в школьной жизни.
«У нас и так есть деление по национальностям. Дета изучают национальные языка. Черкесы - черкесский, карачаевцы - карачаевский, русские - на ИЗО. И так делились. Так что ничего не изменилось».
41% участников опроса сказали, что вследствие изучения Курса дети стали лучше понимать представителей других религий.
«Мой ребенок сказал, что ему интересно. Им обещали экскурсии и в православные церкви, и в католический костел и в исламский. И он с удовольствием посмотрит, как там устроено внутри, какие традиции...»
По результатам настоящего исследования, изучение модулей «Основы мировых религиозных культур» и «Основы исламской культуры» в наибольшей степени приводит к тому, что дети начинают понимать представителей других религий.
«Конечно, они там все религии сразу изучают и видят, что все религии одинаково учат добру, справедливости».
«Иисуса мы тоже пророком считаем, и Моисея тоже, и других, Мухаммед последним пророком был, а если бы он не пришел, то мы тоже христианами были бы».
Большинство школьников, изучающих светскую этику, не стали лучше понимать представителей других религий. Однако, по словам родителей, каждый третий школьник, изучающий светскую этику, все же стал лучше понимать представителей других религий.
«Мой ребенок светскую этику изучает. Им про разные религии не рассказывают. Но они друг другу на переменах рассказывают, кто что узнал...»

Диаграмма 7
ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО МОДУЛЯ ДЕТИ СТАЛИ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ
(% от респондентов, чьи дети изучают соответствующий модуль)
Основы исламской культуры 71
Основы мировых религиозных культур 54
Основы буддийской культуры 50
Основы православной культуры 46
Основы светской этики 29
41% респондентов сказал, что их дети стали лучше понимать представителей других религий. В то же время большинство (76%) участников опроса сказали, что дети станут лучше понимать представителей других религий, если все дети не будут делиться на группы, а все вместе будут изучать единый курс, освещающий различные религиозные культуры. Таким образом, родители считают, что потенциал воспитания толерантности у единого курса значительно выше, чем при обучении по модульному принципу. При этом следует отметить, что все же большинство (57%) родителей проголосовало за модульный принцип обучения. То есть развитие взаимопонимания между представителями различных религий родители не считают приоритетной задачей данного курса.
В качестве приоритета большинство родителей видят духовно-нравственное воспитание ребенка, получение знаний о крайне важной сфере культуры и отчасти - приобщение ребенка к культуре и традициям своей семьи, своего народа.

Родители
29% участников опроса сказали, что вследствие изучения Курса у детей растет интерес к религии. Интерес к религии растет у школьников, изучающих все конфессиональные модули. Естественным образом, наименьшее влияние на религиозность школьников оказывает изучение светской этики.

Диаграмма 8
ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО МОДУЛЯ ИХ РЕБЕНОК СТАЛ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ РЕЛИГИЕЙ
(% от респондентов, чьи дети изучают соответствующий модуль)
Основы исламской культуры 71
Основы буддийской культуры 63
Основы православной культуры 43
Основы мировых религиозных культур 28
Основы светской этики 19

43% участников опроса хотели бы, чтобы их ребенок стал больше интересоваться религией. Однако большинство при этом прибавляли «в разумных пределах».
«Я бы хотела, чтобы ребенок стал интересоваться религией, но в меру. Не так, чтобы уйти в нее, а чтобы просто знать основы религии».
«Я думаю, назначение курса - не окунуть человека в религию, а познакомить с традициями, помочь понять другого человека. Просто для общего кругозора, для понимания. Но какие-то догмы детям впихивать в голову не надо».
Интересно отметить, что 15% неверующих участников опроса также хотели бы, чтобы их дети стали больше интересоваться религией.

Диаграмма 9
ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ РЕЛИГИЕЙ?
(% от последователей соответствующей религии)
Мусульмане 24 - нет, 67 – да
Православные 37 – да, 46 –нет
Буддисты 35- нет, 45 - да
Неверующие 61 нет, 15 - да
Особо следует подчеркнуть, что в отдельных случаях интерес к религии растет даже у тех детей, чьи родители относятся к этому отрицательно 7% родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок стал больше интересоваться религией, тем не менее, отметили рост интереса религии у своего ребенка (табл. 4).

Таблица 4
СТАЛ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ РЕЛИГИЕЙ?
Стал ли Ваш ребенок больше интересоваться религией? Хотели бы Вы, чтобы вследствие изучения данного курса Ваш ребенок стал больше интересоваться религией?

Да Нет Затрудняюсь ответить
Да 55 7 18
Нет 39 93 79
Затрудняюсь ответить 6 0,1 3
Всего 100 100 100



***
Из диаграммы 9 следует, что самые нетолерантные - как раз атеисты. Они меньше всего хотели бы, чтобы их дети знакомились с другими мировоззрениями.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →