диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Пойдешь в Оптину - будешь опытен"

В чем? Смотрим свежий сериал:

Серия Первая:
проповедь оптинского иеродиакона Лазаря



















***

Серия вторая: отзыв профессора МДА А. И. Сидорова



***

серия третья:

д (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).
Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно."
https://vk.com/wall-17454662_13854?reply=14525

***
Мои "советы постороннего":

- в этой проповеди высказана вполне официальная позиция патриархии. По крайней мере всех последних 50 "никодимовских" лет.
Странно, что профессор МДА А. Сидоров этого не заметил и предложил отправить в психушку всех глав ОВЦС оптом. Даже если они этого заслуживают, критиковать надо авторов и лидеров экуменического богословия, а не диакона.

Сам я от этой проповеди отнюдь не в восторге.
Минет у нашего патриарха нужда в том, чтобы выдавать себя за православного фундаменталиста - и именно такого уровня богословие вновь потоком польется из официоза. См статейки никодимовского спичрайтера Заболотского в ЖМП 70х-80х годов.

о. Лазарь послушно повторяет дурацкий аргумент наших высоких иерарх-экуменистов: мы, мол, при встречах с инославными свидетельствуем им о православии и тем самым стараемся обратить их в
православие. Так было на заре экуменических диалогов - когда в них принимали участие Флоровский, Булгаков, Шмеман... Но митр. Никодим, зачитывавший на этих конференциях не им написанные доклады - кого из западных докторов теологии мог обратить? Что нового о глубинах православного богословия мог сообщить им митр. Ювеналий? Замечен ли в богословских спорах с католиками митр. Иларион?

Автор проповеди говорит, что молиться с инославными надо, ибо лишь ясная мольба об их воссоединении с православием, чтомая над их главами, сможет просветить их сердца. И это тоже нечестное лукавство. Стиль, содержание и психология "экуменических молитв" совсем иные.

Но если автор считает, что инославным необходимо воссоединение с православием - то, значит он все же отнюдь не крайний экуменист.
Также время в проповеди ясно говорится, что ради соединения изменять догматику должны те, кто однажды ее уже менял, то есть - католики. И это вполне православная и даже "ревнительская" позиция.

И в этом противоречие его позиции: если все христиане и так спасутся - то зачем же ломать привычный образ жизни инославных христиан и присоединять их именно к православию? Если вся наша флотилия плывет в верном направлении - зачем посреди моря пересаживать людей из одной вполне целой шлюпки в другую такую же?

Недопустимо допускаемое автором отождествление понятий "Римская Церковь" и "Католическая Церковь". Между этими понятиями вмешалось как раз то самое "изменение догматики", о котором проповедник сам упомянул выше.

Путаются и разные ситуации: одно дело - молитва католика, зашедшего в православный храм; другое дело - сердечно-сокровенная или явная православная молитва православного человека, зашедшего в храм католический и совсем иное - православный, который присоединяется к молитве , написанной и творимой инославными, причем оказавшийся в этой ситуации не случайно и не из-за отсутствия православных храмов, а специально поехавший именно ради этого в далекие края.

Путь перетолкования канонов, избранный проповедником, и нечестен и тупиков. Каноны говорят то, что они говорят. Думать надо не об их утонченных и уточненных переводах, а о том, каково вообще место древних канонов в жизни церкви.

Автор не знает, что в современном католическом богословии (после книги Ф. Дворника) имя патр. Фотия считается знаменем экуменизма и унии, а отнюдь не схизмы: ведь в конце концов Фотий соединился с Римом, не требуя от него отречения от ранее обличаемого им филиокве.

Автор так благоговейно отзывается о вселенском патр. Варфоломее, что забывает, что недавний Критский собор по сути дополнил ряд вселенских соборов множеством соборов позднейших. А на них как раз католики громогласно именовались еретиками.

В целом проповедь считаю неудачной. Это, простите, не назидание паломников, а выпендреж автора. Этакое пусси райот. Провокация, рассчитанная на то, чтобы нарочито эрудированного и свободомыслящего автора заметили и разделились по отношению к нему: кто-то бы разгневался, а кто-то, напротив, взял под защиту и даже пригласил бы из Пустыни на работу в ОВЦС. Иначе не объяснить ее совсем необязательное многотемье. Автор старательно и провокативно дотронулся до почти всех дискуссионных точек современной церковной жизни, включая календарь. Это декларация о себе, тем более выпуклая, что в конце по сути заранее объявляет еретиками своих оппонентов (естественно, забыв только что сказанное о том, что лишь вселенский Собор может кого-то назвать еретиком).

Это не просто проповедь, а поступок. И все же он вполне в стиле современного оптинского монашества. Ведь не меньшая отсебятина про ИНН и прочая там годами цвела и пахла, не вызывая никакой реакции отца наместника. А тут вдруг такая необычно резкая реакция! И монашеские одежды совлекли, и в служении запретили... Наверняка оптинский наместник забыл, что он всего лишь наместник. Успел ли он спросить мнение своего священноархимандрита - патриарха Кирилла, бывшего главы ОВЦС?

Отзыв А. Сидорова считаю неприличным.

Комментарии до утра отключу. Темы и тексты серьезные - и скоропалительные дебильные комменты совершенно неуместны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →