диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Вчера на Эхо: о Ельцин-центре

Я.Широков ― Сегодня персонально ваш – протодьякон Андрей Кураев. Кстати, хотел бы поздравить сразу с именинами. Сегодня день Андрея Первозванного.
А.Кураев― Это точно.
Я.Широков― Первый вопрос касается этого громкого спора между режиссером Никитой Михалковым и «Ельцин Центром». Вот в этом споре вы бы кого поддержали больше, чью бы сторону?
А.Кураев― На самом деле, своя правда и неправда, мне кажется, с обеих сторон есть. То есть некоторые из тех цитат, что Михалков приводил, действительно, достаточно партийны, достаточно односторонни в интерпретации как старой истории России, так и более современной. Но и огульные выводы, которые делает кинорежиссер, тоже представляются очень партийными.
Я исхожу из того, что ельцинский музей – это не толькомузей, но и заповедник 90-х годов. Если это так, то там должно обитать огромное количество лжи. Демократическая пропаганда 90-х годов – это тоже очень густопсовая ложь и русофобия в огромном количестве, товарном.
Поэтому если это там сохранилось и это демонстрируют, то, с одной стороны, это хорошо. Надо помнить и понимать, что не только бандиты были в 90-х годах, не только олигархи, но была еще определенная идеология под видом демократии. Она была, и она была довольно нетерпима, хотя прикрывалась знаменем толерантности. И с ней мне приходилось немало ругаться в те самые 90-е годы. Так что поэтому у меня нет оснований предполагать, что ее там, в этом островке 90-х нет. Точно так же нет никаких оснований полагать, что если она вновь станет господствующей, то она будет терпимой.
Е.Канакова― Но это не часть истории?
А.Кураев― Это часть истории, да. Но и современности и будущего – и, соответственно, с ней можно и нужно вести полемику. И если Михалков говорит не о закрытии Ельцин-центра, а спорит по содержанию, тогда он может вполне оказаться прав. Там, действительно, может быть эта крайне односторонняя, самовлюбленная партийность, которая ничего кроме себя не слышит.
Я.Широков― Если бы у вас была возможность наполнить такой музей 90-х, что бы вы добавили к этому, что было, по-вашему, больше объективности?
А.Кураев― Ой, нет, это хороший вопрос, поэтому я не буду его портить плохим ответом, придуманным за две секунды.
Я.Широков― А в сам «Ельцин Центр», если бы была возможность, вы бы сходили?
А.Кураев― В порядке ностальгии, конечно, по тем временам, когда я был моложе, а деревья были зеленее. Про девушек я вообще молчу.
Я.Широков― Только ностальгия по ушедшему?
А.Кураев― Да, скорее, так. Вряд ли я там узнал бы что-то новое для себя.

...
Я.Широков― Возвращаясь к предыдущей истории с «Ельцин Центром», очень много слушателей сейчас бомбят нас сообщениями, просят объяснить вашу позицию: что вы называете русофобией в контексте 90-х и «Ельцин Центра»?
А.Кураев― Ну, ради бога. Только что, когда ехал сюда в машине, слушал «Эхо Москвы». И там была передача «Гараж», которая с чисто русофобской фразы началась.
Я.Широков― Какой?
А.Кураев― «Абсолютно все документы нашей страны пишутся по принципу сказки «по щучьему велению …». Вот такого рода обобщающие сентенции. «Наша страна это страна победившей бюрократии». Интересно, а с евробюрократией автору передачи иметь дело не приходилось?
Е.Канакова― Но это сейчас, буквально час назад. А в то время?
А.Кураев― Это было просто еще больше.

...

Я.Широков― Слушатели все-таки никак не успокаиваются насчет определения «русофобский». Они спрашивают, общий смысл таков: «Можно ли считать русофобской, например, критику своей страны?» То есть сказать: «В России всегда делали плохие автомобили, но были выдающиеся шахматисты и ученые?»
А.Кураев― Одна из удивительных черт русской христианской культуры – это способность к самокритике и покаянию. Вся великая русская классика 19-го века весьма и весьма критична по отношению к образу жизни в стране, к ее властям и так далее. Будь то Пушкин или Гоголь, про Белинского или Герцена я уже вообще молчу, да и граф Толстой тоже отнюдь не придворный лакей, который возвеличивает все наше как самое замечательное.
Но если в этой критике ставится знак квантора всеобщности – "все, всегда, непременно" и так далее – тогда то именно русофобия.
Когда, скажем, в «Независимой газете» в те годы в порядке вещей мелькали выражения «наша православно-водочная культур» и иные уничижительные общие характеристки. А ведь уже в те годы во всех нормальных университетах западного мира говорили о том, что одна из болезней западной цивилизации – это европоцентризм: «Мы слишком эгоцентричны, мы считаем, что только наша модель развития общества и культуры единственно приемлема и возможна, а все остальное – это недопрогресс, недоразвитие, это культурные девиации. На самом деле, культура разнообразна. Мы должны быть в этом смысле толерантны и понимать, что в этом смысле китайцы имеют право на свою логику, свое восприятие мира».
Я по этому поводу всегда говорил: Простите, а Россия разве не достаточно во всех смыслах велика, чтобы тоже иметь какое-то свое лицо и не стесняться его? Если у нас что-то не так, как в западном мире, это не всегда повод для самобичевания и уничижения.
Сегодня мнения и выражения, подобные моим из 90-х годов, стали мейнстримом. Но произошла очень важная мутация. Одно дело – какие-то слова в устах философа, другое дело – эти же слова в устах городничего. Цитаты из Бердяева или Ильина в устах Руцкого сначала, а потом одного более известного подполковника.... Вещи, нормальные в университетской дискуссии, вдруг стали звучать как государственные инструкции – вот это произошло в 2010-е годы.

Я.Широков― Это хотя бы Бердяев и Ильин, а не Победоносцев.
А.Кураев― Победоносцев тоже умничка. У него тоже много умных вещей.
Я.Широков― Он более страшен все-таки в переписке с Александром III.
Е.Канакова― Прерву ваш спор все-таки. Хочу, чтобы вы конкретизировали. Где проходит граница сейчас между критикой и русофобией?
А.Кураев― Я уже сказал: это тотальность.
Е.Канакова― Тотальность?
А.Кураев― Перемените слово русский на еврейский. Если кто-то скажет, что какой-то еврейский педагог нехорошо поступал с девочками в какой-то гимназии – это одно. Но если кто-то начнет утверждать, что все евреи такие – ну, это будет преступлением и маразмом, правда? Ну, точно так же и здесь. Замените слово «еврей» на «татарин», на «русский» — получите то же самое.


http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1890882-echo/


***

И уже из дискуссии по следам этого эфира:

http://diak-kuraev.livejournal.com/1432607.html?page=2


bormoglotka (от 46.164.163.187)

13 декабря 2016, 23:09:28
Отец Андрей. Имея уважение к вашему духовному сану вне зависимости от принадлежности к конфессии (свойственно католикам), я все же рискну прокомментировать резко и жестко ваши сегодняшние стоны по поводу русофобии в 90-х. В вас просто говорит обычный имперский москвич. Ибо тогда, после развала СССР и обретения независимости его Западных границ, для вас стало жестоким откровением то, что Москва перестала быть центром Вселенной для, ни много ни мало, 300 миллионов человек и резко "скукожилась" до жалких вполовину меньше. Плюс страны Варшавского договора отвалились со своей обувью цебо, с югославской мебелью и румынскими плащами. Я помню, как для матери моей соседки стало кровным оскорблением то, что все перестали стремиться в Москву, - открылись совсем другие направления. А ее дочка в те времена "проворачивала" кучи фиктивных браков/разводов, квартирных обменов, чтобы хоть как-то закрепиться в какой-то однушке на московской окраине. Чем, собственно говоря, до ужаса потом гордилась, невзирая на количество абортов и невозможность иметь детей впоследствии.
Лирика. Гнусная, никому неинтересная лирика. Ваша лживая лирика про "русофобство" в 90-х. "Это страна" - тогда говорили про совок. Мне до лампочки была ваша Россия - у меня там нет родственников, я там не жила и никогда не собираюсь жить. И мы никогда не вспоминали про Россию. Мы хотели всегда одного - вырваться из этого ужаса под названием "Совок".
После 2014-го года (после вашей гнусной и отвратительной захватнической пошлости в отношении Украины) мне особо отвратительным стало лицемерие (а иногда просто прямые выпады агрессии) РПЦ. До недавнего времени вы были единственным в моих глазах человеком, достойным диалога между БЫВШИМИ согражданами, католиками, протестантами и православными. Я в вас, лично, верила. Но после сегодняшнего заявления а-ля московского стааааличного жлоба, мне стали омерзительны мои надежды на то, что я в принципе питала иллюзию быть понятой вами. Как ваша бывшая соотечественница, как католичка. Бог вам судья. И её преосвященство КПСС, естественно.


diak_kuraev
Вам не попадались тогда такие перлы демократических газет?

«Одиозный пример Салтычихи, забившей в Подмосковье более 100 своих крестьян собственноручно, является уродливым национальным символом России» .

Это отнюдь не про "совок".

«Сколько зла причинила вся «наша» водочно-христианская культура…» (Плющ Л. Новое яблоко раздора // Независимая газета 13.6.91 ).

Или: «Темная жестокость, соприродная русской жизни» . (Нежный А. Завещание доктора Гааза // Литературная газета. 28.6. 2000)

Или: «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народа» (Кротов Я. // Христианство в России. №3, 1995, с. 31).

Это (кроме последнего) - из майнстримной, центральной прессы.

Это не русофобия?



bormoglotka (от 46.164.163.187) 14 декабря 2016, 00:27:59

Безумная Салтычиха - это пропагандистский трюк а-ля распятый мальчик??? Лупивший направо и налево своих крепостных пьяный барин, проигравшийся в карты - это русофобский фейк жалких гувернеров-французишек? А "заботливо отутюженные" бомбежками чеченские города и села вместе с их мирным населением - это тоже наглая ложь продажных поборников западной демократии?
Когда-то я писала реферат. Что-то о смутном времени гражданской войны. Мне попались воспоминания, которые публиковала Мариетта Шагинян, полученные от Горького. Горький же их услышал от очевидца штурма Зимнего. Знаете, что поразило очевидца, Горького , Шагинян и меня (пардон за мою нескромность)? Это та остервенелость и методичность, с какой штурмовавшие гадили на шелка, ковры и в вазы(!) в Зимнем. Вы не находите в этом ничего общего?
В этих ненормальных помещиках, в этих безбашенных "мы наш, мы новый мир построим", в потугах оправдать вульгарность, жестокость и пошлость тех времен (по воспоминаниям моей тетушки), когда женщина, попавшая на аборт по очереди и, естественно, без анестезии получала от "медиков" соответствующие тому времени эпитеты: "Ну что, ...? Как ... так ты первая? Больно не было? А теперь тебе, ..., больно? Так вот, ..., лежи и помалкивай, - иначе как бы тебя насквозь не проскоблить!". (Кстати. Сегодня вы тоже коснулись этой темы. Здесь вам в этом не откажешь - вы были деликатны)
А я нахожу.
Дело в том, что это - чудовищная, сермяжная, жестокая правда. Правда о нелюбви совка/русского народа к своему ближнему. Даже о не нелюбви, а о жестокой, оголтелой, всепоглощающей ненависти к тому, кто рядом. Ребенок ли, женщина ли, католик ли, еврей ли, мусульманин ли, подчиненный ли, и т.д.


diak_kuraev
О, ну вот и вы сходу переходите к обличению вовсе не властей, а русского народа как такового. Это и есть русофобия. И неважно чем вы это аргументируете. Важно, что ваши выводы носят аморальный и расистский характер.


Салтычиха была арестована, судима, приговорена в пожизненному заключению.
«Двум крестьянам, у которых она убила жен, удалось летом 1762 года подать просьбу императрице Екатерине Второй. Юстиц-коллегия произвела следствие, которое длилось 6 лет. В 1768 году юстиц-коллегия приговорила ее к смертной казни, но последняя по повелению императрицы была заменена следующим наказанием: лишенная дворянства и фамилии, Дарья Николаева дочь была возведена в Москве на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью мучительница и душегубица, и после часового стояния заключена в подземную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма. Ни разу она не обнаружила раскаяния» (Энциклопедический словарь. Т. XXVIII-а. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПб., 1900, с. 149).
Выродком она была, а отнюдь не «национальным символом». Как верно вскрикнул однажды Бунин – «Какая вековая низость – шулерничать этой Салтычихой, самой обыкновенной сумасшедшей» .
Но все же: если бы какой-нибудь православный журналист посмел бы написать в этом стиле - "Одиозный пример Свердлова, инициировавшего кампанию «расказачивания», является уродливым национальным символом Израиля" - ему совершенно справедливо дали бы по рукам.
Однако, о России так писать разрешается.


bormoglotka
Отец Андрей, полагаю, что дискуссия на данном красноречивом и все объясняющем опусе закончена?
Мне печально, что вы лично для меня равно как и те, кто "уж сколько их упало в эту бездну" ...
Очень, очень жаль расставаться с умным, иногда категоричным, иногда дерзким, но до сего дня при этом всегда лишенным сглаза пропаганды, Кураевым.


diak_kuraev
Значит, ваш собственный расизм вам не пахнет?
Вы за собой оставляете право выносить приговоры целым нациям?

Вы, наверно, считаете, что в жизни можно встретить только антисемитизм, но русофобия существовать не может в принципе?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →