диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Святой кипяток

В Магадане - скрепотрясение.

Началось все с желания архиепископа порадовать губернатора "Гимном магаданской епархии". Гимн написал лично владыка. Но на банкете после праздничного концерта выяснилось, что певица исполнила гимн недостаточно громогласно, и губернатор не все слова расслышал.

Сия весть настолько потрясла архиепископа Иоанна, что только что полученный стакан с горячим чаем он тут же выплеснул в лицо своего протодиакона - организатора торжеств. Протодиакон оказался в больнице (хоть и не с ожогами, но с нервным потрясением).

Сам владыка ссылается на усталость и на то, что чай случайно оказался у него в руках.

Все произошло на глазах местной знати и прессы. Понятно, что все вышеперечисленные об инциденте молчат.

И все же - был ли инцидент? То есть - есть ли в самом этом событии что-то ненормальное?
Полагаю, что - нет.
Все в рамках "основ православной культуры", в которой "принцип курятника" обжился давно и уверенно.

Я и сам, будучи семинаристом, раскрыв рот слушал рассказы "бывалых" однокурсников о крутых владыках. То есть о тех, кто в самом буквальном смысле "пасли жезлом железным". На днях я видел, как с таким же восторгом и неосуждением молодые священники слушали рассказ своего бывалого настоятеля о том, как владыка Серапион (по сюжету рассказа - еще будучи на Владимирской кафедре и в начале 80-х годов) метался в поповские головы бутылками из под шампанского...

В семинарско-поповской среде считается не преступным и антихристианским, а эпическим и почти житийным грубая и даже матерная брань епископа в адрес подчиненных, бросание в них кадилом, мордобой и жезлоприкладство. Это ж даже почти юродство и ревность по церковному благоустроению. И вообще знак неотмирности архиерея, который ни в грош не ставит всякие французские куртуазности и масонские "права человека".

То, что губернатор не расслышал арию - это же не беда и не ЧП. Так, мелкая досада. Но она показала, что и насколько близко лежит у поверхности архиерейской души. Оказалось - чуть пальчиком тронь... Владыка говорит, что чай в руках у него оказал я случайно. А если бы в эту минуту у него в руках случайно был огнемет?

В психологии есть понятие "стигматизация". Это некие наработанные и уже клишированные способы реакции. И вот эти стигматы, стереотипы архиерейских реакций и повадок так часты и однотипны, что священники разделились во мнениях и причинах этого епископита. Одни считают, что при хиротонии старшие епископы кусают новичка. Другие полагают, что те проходят более сложную инициацию: в пономарке им делают полное переливание крови.

Так что дело не в личной несдержанности архиепископа Иоанна. Он просто отработал "культурный сценарий". Столетиями так церковные князья "учили" и "смиряли" подчиненный им причт. Столетиями редактировали церковные каноны и уставы так, чтобы те работали лишь в одну сторону: для защиты "верхов" от "низов", но не наоборот.

А тут еще и такая обстановка: можно показать мирским князьям безграничность своей власти. "Вы только мечтаете стать местными сталиными и грозными? А я - уже!"

Уже отметились побоями подчиненных (причем прямо во время Богослужения) епископ Елецкий Максим http://diak-kuraev.livejournal.com/1026234.html) и патриарший викарий епископ Солнечногорский Сергий (http://diak-kuraev.livejournal.com/596629.html). Сергий теперь - архиепископ.

Когда из аспирантуры Института Философии АН СССР я уходил в семинарию, мой зав.сектором Борис Тигранович Григорьян в качестве последнего аргумента-уговора сказал: «Ну, если вы можете заставить себя целовать волосатую мужскую руку… Я не смог бы». Я признался, что такое испытание я уже прошел. Но если бы мне сказали, что волосатые мужские руки "преемников апостолов" будут и в 21 веке бить священников, поелику так от веку заведено и мы не могем передвигать межов древних, что отцы провели... Выбор был бы много труднее. Может быть, сегодня, оставшись философом-мирянином, я размышлял бы на тему - можно ли извергнутый святительской десницей чай считать освященным и не является ли произошедшее частью процесса космического теозиса...

Вчера один человек написал, что на ближайшее воскресенье назначена его диаконская хиротония. И я не спешу его поздравить...

А ведь еще эти "волосатые мужские руки" могут не бить, а "ласкать". Кстати, на тех магаданских празднествах собралась замечательно однотипная компания: и "владыка Нижнеудинский" (http://diak-kuraev.livejournal.com/530935.html, и Гурий Шаламов, изгнанный из Парижу в Магадан по иску своего иподиакона.

***
Из комментариев к первому моему сообщению о магаданском не-инциденте (http://diak-kuraev.livejournal.com/1442484.html и http://diak-kuraev.livejournal.com/531473.html):

"Совершенно верно. Отец лежит в неврологии и без ожога. Но в неврологии после чая и лежит. Чаем ему правда плеснули в лицо и вовсе не нечаянно. Я уже не говорю о том, что и трикирий с дикирием владыка любит о спину дьякону лупить прямо во время богослужения.
Мораль сей басни такова: чтобы в неврологию меньше попадали дьяконы, лечить нервы иногда не мешает преосвященным".


"Губернатору, кстати, тоже досталось. Как и мэру. Мэр после этого развернулся и ушёл".

"Хочу подтвердить происшествие все так и было, есть свидетели, почему наше телевидение снимает только лизоблюдство владыки и печеного, как они друг друга хвалят и дарят медали. Владыка сам по себе не сдержанный, во время литургии может оскорбить и ударить. Где правоохранительные органы, этот случай подсудный. А представьте себе если он обжог мальчика послушника, таких надо наказывать. Для него Магадан это бомжатник, а мы все дебилы его любимая фраза. Не надо молчать, надо таких гнать с нашей земли в три шеи. Это какой пример для людей, мол какие православные что творят".

Из письма в личку:

"Осведомленный светский источник в Магадане пишет:

1. Действительно, владыка был недоволен исполнением гимна, и жестко отчитал пресс-секретаря на трапезе. Очевидцы говорят, что никакого рукопрекладства или плескания не было, а на столе вообще не было горячих напитков - только сок и вода. Хотя перегиб налицо - в присутствии губернатора и почетных гостей устраивать сцену.
2. Пресс-секретарь, действительно, в больнице (не в реанимации), в невралогическом отделении (говорят, человек волнительный, и после устроенного слег с нервным срывом).
3. На историю накладывается конфликт между мэром и владыкой (мэр хотел строить крематорий, владыка публично возражал, ну и вроде как добился своего - в том числе и публичными выступлениями и антирекламными роликами на ТВ). Говорят, что "раскруткой" скандала занимаются подконтрольные мэру СМИ".

Но тут замечу, что "источник" приврал. Ни в каких местных СМИ ничего не было. А то, что был именно чай, признал сам архиепископ Иоанн.
Однако это сообщение ценно рассказом о натянутых отношениях владыки с мэром. Если патриархия и будет реагировать - то именно на это, а не на обиду протодиакону.
Tags: Епископит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 533 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →