диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Зачем Парижу деньги? нужен Храм!

http://www.trud.ru/article/20-12-2010/256101_frantsuzskie_spetsialisty_pridumali_novuju_arxitekturu_dlja_russkoj_tserkvi.html

О создании российского духовно-культурного центра в Париже стало известно в феврале 2010 года, когда в центре Парижа управделами президента РФ купило земельный участок в 4 тысячи кв. м.

Был объявлен международный конкурс проектов, в котором приняли участие более сотни архитекторов, преимущественно из Франции и других стран Европы. Иностранцам показалась интересной идея построить русский храм в таком месте. Причем к решению задачи многие из них подошли без излишнего консерватизма, а некоторые проекты можно назвать просто революционными.

В минувшую субботу были обнародованы 10 лучших работ, вышедших в финал. Эти проекты меняют наше представление о православной архитектуре. Причем несколько проектов из финальной десятки, как стало известно «Труду», могут быть осуществлены после проведения конкурса на территории России, так что новаторству архитекторов порадуются не только парижане и гости города.

В списке финалистов оказались четыре российских участника, четыре французских и две международные команды. Победителя обещают определить в марте 2011 года. В этом номере мы публикуем все 10 работ.

Храм-волна

Французское общество архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского и Московское архитектурное бюро «Арчгрупп».

Авторы спроектировали комплекс, состоящий из традиционного пятиглавого храма, интегрированного в стеклянный объем. Сквозь прозрачные стены можно видеть боковой фасад дворца на соседнем участке. Стеклянный навес накрывает сад, окружающий храм. Звонница находится в прозрачной воронке, образованной кровлей. Низко расположенные купола хорошо видны с улицы. Сама воронка играет акустическую роль во время перезвона, направляя основную звуковую волну вверх. Самым известным проектом Яновского является площадь Пикассо в пригороде Парижа Нуази-ле-Гран.

Петербургская классика

Архитекторы Михаил Филиппов (Россия) и Сергей Митрофанов (Франция). Они выполнили храм в стиле классицизма с традиционным русским пятиглавием. В таком стиле построены большинство соборов в России, включая Казанский, Исаакиевский, Сергия Радонежского на Таганке. Стоящее на холме здание с радиальными перспективными лестницами, газонами и цветниками пространственно перетекает в стеклянную крышу, увитую плющом и цветами. Основные проекты Михаила Филиппова: представительский особняк в Москве в Большом Афанасьевском переулке, еврейский театр на Таганской площади.

Храм-пирамида

Архитектурно-реставрационная мастерская «Вега». Авторы видят комплекс в традиционном новгородско-псковском стиле. Несмотря на русский вид, издалека церковь напоминает пирамиду, опоясанную стеклянной галереей, с которой можно наблюдать за богослужением, не находясь собственно в храме. Также галерея-ширма приближает образ проектируемого здания к облику недавно появившихся выставочных зданий на набережной.

Музейный экспонат

Французское архитектурное агентство под руководством Антони Бешю. Архитекторы предлагают оригинальное решение комплекса за счет освещения. Культурно-духовный центр предстает в виде типичного новгородского храма, спрятанного под огромный стеклянный куб, как в музее. Образец архитектуры и сокрытая в нем вера видятся автору чем-то очень важным и хрупким, тем, что необходимо защищать. В темное время суток в кубе работает синяя подсветка, а сам храм снизу освещается белыми прожекторами, создавая впечатление, будто свет идет откуда-то изнутри.

Храм, завернутый в бумагу

Архитектор Фредерик Борель из Франции. Борель создал проект комплекса, в котором уровень земли формируется цоколями и лестничными маршами первого этажа. Они поднимаются с улицы и отделяют, словно от затапливаемой земли, дворики и прочие прилегающие территории, которые выходят в сад. Одеяние церкви из стекла и бетона тянется и взвивается к небу. В Париже Борель знаменит благодаря проекту перестройка старого завода в школу архитектуры Валь-де-Сен.

Кремлевский стандарт качества

Авторский коллектив под руководством Елены Ленок (Россия). Архитекторы решили выполнить храм в традициях зодчества московской классики, представленной прежде всего соборами Московского Кремля. Отличительной особенностью стало широкое использование в облицовке наружных стен каменных блоков, металлических и изразцовых вставок, освященных и доставленных из многих храмов и монастырей России в дар Парижскому собору.

Парижские Кижи

Автор — архитектор Дюмон Легран (Франция). Легран попытался отразить в архитектурном сооружении русский дух. Он видит духовный центр как место, следующее современным культурным тенденциям. По замыслу храм выражает «спокойствие, необходимое для сосредоточения и духовных таинств». Авторы уверены, что именно к такому типу архитектуры относятся русские церкви. Действительно, по всему видно, что вдохновением для них служил знаменитый деревянный храм в Кижах.

Детский конструктор в лужковском стиле

Французское архитектурное бюро «Вильмонт и партнеры» и Моспроект-2. Авторы представили жюри проект урбанистического храма. Полупрозрачные купола прочно сидят на квадратном основании. В ночное время их подсвечивают, что смягчает впечатление от приземистой конструкции. Моспроект-2 хорошо знаком москвичам строительством торгово-офисного центра на месте снесенного исторического здания «Военторга» и комплекса «Охотный ряд». Жан-Мишель Вильмонт известен в России как автор домов в престижном подмосковном Плещееве.

Храм-ракушка

Архитектурное агентство Руди Ричьетти из Франции. Авторы изобразили церковь в виде огромного купола с пятью вырастающими из него куполами. Несмотря на то что архитекторы сравнивают здание с ракушкой, в его изгибах угадываются купола Собора Василия Блаженного на Красной площади. Согласно проекту, храм будет построен полностью из белого бетона.

Церковь в офисном стиле

Калининградская «Студия архитектуры» под руководством Олега Копылова. Концепция проекта — традиционный храм с узкими маковками куполов и множеством стеклянных элементов, как в офисном здании. В родном городе архитектор известен по часовне «Петр и Феврония», купола которой соединены между собой словно сиамские близнецы.

МНОГООБРАЗНЕЕ ФОТКИ ВОТ ТУТ  www.mica68.livejournal.com/60623.html



***


Мне лично нравятся "рулон бумаги" и храм-в-кубе. В Париже недопустимо все, что может напоминать мечеть.

Бумага - это очень интересно. Это и напоминание о том, что мы религия Книги. И апокалиптический свиток Книги Жизни. И напоминание о том, что русских в Париж занесло ветром революции. Нам  почитают мусором, а мы живы... И напоминание о быстротечности и хрупкости человеческой жизни...

Это и опыт русской катастрофы: человека и привычные формы жизни и культуры легко смять, а Вера устоит... И  в то же время все мы лишь гости на земле, и однажды мы снова улетим  с нее... Русская эммгрантка Марина Цветаева: " Не штык, так клык. Не сугроб, так шквал. В бессмертье что час - то поезд. Пришла и вижу одно: вокзал. Раскладываться не стоит".




А отсутствие фундаментальности,  то что храм не давит тяжелой лужковской поступью на парижскую землю, означает отсутствие агрессии и претензий.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →