диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Женский праздник: первая диаконисса!

17 февраля в Конго в городе Kolwezi патриарх Александрийский Феодор совершил первую хиротонию женщины в диаконисы. Это некая старица Феона.

Ране она уже была катехизатором. Одновременно за той же литургией трех монахинь благословили в катехизаторы.



http://basilica.ro/inedit-prima-hirotesie-a-diaconitelor-oficiata-de-patriarhul-teodor-al-alexandriei/

http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=news&action=details&id=1242

Επίσης, χειροθέτησε την Κατηχήτρια γερόντισσα Θεανώ, από τα πρώτα στελέχη της Ιεραποστολής στο Κολουέζι, σε «Διακόνισσα της Ιεραποστολής» της Ιεράς Μητροπόλεως Κατάνγκα και ανέγνωσε την ευχή εις εισερχομένους «εις διακονίαν εκκλησιαστικήν» σε τρεις Μοναχές και δύο Κατηχήτριες, προκειμένου να εξυπηρετήσουν το ιεραποστολικό έργο της Ιεράς Μητροπόλεως, κυρίως στα Μυστήρια της Βαπτίσεως ενηλίκων και του Γάμου, καθώς και στον Κατηχητικό τομέα της Τοπικής Εκκλησίας. Σημειώνεται πως είναι η πρώτη φορά στην ιστορία της Ιεραποστολής στην Αφρική που πραγματοποιούνται ανάλογες χειροθεσίες.


***

из сегодняшнего разговора на "Эхо Москвы"

А. Кураев. 17 февраля в Конго (это государство в Африке) Патриарх Александрийский и Всея Африки совершил первую за более чем тысячу лет хиротонию женщины. Первая в православном мире.
Это какая-то матушка Фиано, неизвестно, монахиня или нет (кажется, нет). Работала катехизатором, а теперь, она стала первой диаконисой в новой истории
Чин диаконис был в древней церкви. Мученица Татьяна была диаконисой, например.
Хиротонии происходят в алтари во время литургии, и дальше она получает право, которого нет, скажем, у алтарников-мужчин: право прикасаться к священным сосудам. Она помогает при причастии и при крещении женщин. Это серьезный очень шаг для того, чтобы изменить в самом церковном сознании отношение к женщине.

Д.Пещикова― А такое только в Африке, простите, возможно?
А.Кураев― Пока только в африканской церкви это свершилось. Этот вопрос должен был бы обсуждаться на Всеправославном соборе, который в прошлом году был на Крите, но, все-таки его вычеркнули из повестки дня. Мы только на дальних-дальних подступах к этой теме. Пока копится литература. Хороший автор отец Андрей Постернак, если я не ошибаюсь, из Тихоновского университета. Он об этом не один текст написал. У меня в ближайшее время выйдет об этом книга «Женские вопросы к Церкви», где много об этом размышлений. И мой вывод таков, что, пока, перелопатив литературу, доступную мне на эту тему, я не увидел чисто богословских аргументов против вообще женского священства в православии. То есть все аргументы – только исторические. То есть раз такого никогда не было, значит, не нам и начинать.

Д.Пещикова― То есть вопрос какой-то традиции исключительно?
А.Кураев― Да, это вопрос традиции. Для православного мира это важно. Но в то же время, если учесть, что этот спор с новой силой сейчас разгорится и не только где-то далеко за рубежами России, в Африке или Европе, но и у нас, очень важно понимать, какие у нас есть полемические доводы. Надо оценить их качество.
Признаюсь в порядке почти что покаяния: в первое издании этой моей книги я говорил, что важным аргументом против женского священства является то, что священник – это образ Христа, а Христос был мужчиной. Мне в ответ довольно ехидно заметили: «Но кроме того Христос был евреем. Означает ли это, что не еврей не имеет права быть священником? У Христа была борода. Означает это, что тот, у кого нет бороды, не имеет права быть священником?» Это серьезные аргументы, на самом деле. Что нам кажется главным а что исторически обусловленным в том облике Христа, который мы знаем? Что, из него должно быть увековечено? Подражание Христу – в длинных волосах за плечами – или в любви?

Говорят, что раз апостолы сказали о поставлении диаконов - "братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу" (Деян. 6), то выбраны на это служение могут быть лишь мужчины. Но на чем тут акцент: на гендерных признаках, или на том, что они должны быть "исполнены Святаго Духа и мудрости"?
Сегодня у нас сплошь и рядом посвящают в диакона 20-летних выпускников или даже еще студентов семинарий. Они точно "исполнены Святаго Духа и мудрости"? Презрев главное в апостольском примере, что же цепляться за соблюдение частности?



Д.Пещикова― А, в принципе, среди женщин есть желающие-то попробовать себя?
А.Кураев―В православии митингов «Пустите нас в алтарь» нет. В этом атмосфера и в самой России, и в православной церкви отличается от того, что есть на Западе. Но опыт показывает, что с дистанцией в 50 лет или 200, всё равно рано или поздно сюжеты, проговоренные в западном дискурсе, приходят и к нам. И поэтому вновь говорю: готовясь к полемике, надо проверить чистоту, качество и отточенность своих аргументов, понимая, что мы доказать сможем, а что - нет. Что подействует на других, а что годится лишь для нашего укрепления в нашей уже имеющейся вере.
Но то, что диаконисы восстановлены в одной из 14-ти православных церквей мира, это уже значимо. Дальше это уже легче пойдет в других церквах, и однажды это произойдет и у нас.

Д.Пещикова― Была б такая потребность, как говорится. Ну, пока…
А.Кураев― Верно. Но здесь серьезный вопрос. Понимаете, дело в том, что, насколько я понимаю, в Африке есть серьезная общинная жизнь. Там много живых общин. И вот в этих общинах, больших деревнях, действительно, очень важно, что у человека имеется статус, дающий право входа в другой дом.
В каком-то смысле нам сегодня заменяет интернет право входа в другой дом. У вас есть такое право, у меня, у кого угодно, и нам погоны для этого не нужны. Но есть другие общества, для которых это более важно. Может, именно наличие интернета дает возможным обойтись без диаконис. Но с другой стороны, главное следствие этого события в том, чтобы преодолеть мизогинии в православном богословии. Чтобы не было глупостей типа того, что женщина – недочеловек. Этого в нашем серьезном богословии нашем, действительно, нет, а вот на уровне приходских сплетен и баек, к сожалению, до сих пор бывает.


***
К сожалению, убогая "православная пресса" прошла мимо этого событии. Даже фото Феоны нельзя найти. А еще более важен текст читавшихся молитв и рассказ о том, какие служения будут возложены на новую диакониссу. И что означает в греческом церковном языке Διακόνισσα της Ιεραποστολής? "Служительница в миссионерстве"?
Но - тишина...
Tags: Литургия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 245 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →