диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Простите, но это о посте...

Д.Пещикова― Печально довольно-таки. Ну ладно, раз вы не хотите про дела Дадина, Чудновец, про все эти истории последних дней, давайте в общем и целом, что есть вообще Великий Пост вот для тех, кто хочет его соблюдать? Что нужно делать? Чего нельзя делать? Вот, какие-то основные вещи. Ведь, все-таки, Пост начался совсем недавно, и будет продолжаться до 15 апреля. Это же сколько времени впереди?
А.Кураев― Перед началом Поста в храмах читаются слова Христа о том, что «Когда поститесь, не будьте как лицемеры». Не показывайте, что вот я пощусь. Ну, не надо идти с постной мордой по улице. Слова Христа совершенно потрясающие: «Когда поститесь, помажьте голову вашу маслом, волосы ваши маслом». Ну, это единственная тогда была общедоступная косметика. Почему-то тогда считалось, что масляные жирные волосы – это знак того, что у меня всё хорошо, у меня такой жирный плов, такой вкусный барашек, что я даже волосы могу вот так расчесать вместо шампуня.
То есть в переводе на русский язык: если постишься, лучшую одежду надень, и не отказывайся от косметики, если ты ей пользуешься… То есть ты не должен быть подчеркнуто каким-то другим, отличаться от других людей. Не навязывай свои проблемы им.
Честертон однажды очень точно сказал: «Хорошего человека узнать легко. У него улыбка на лице и боль в сердце». А наоборот не должно быть. Не надо свои «духовные» проблемы навязывать другим.
Эти слова Христа означают, что Пост – это сугубо индивидуальное мероприятие. Не показывай всем остальным. И вообще, молясь, делай это втайне. Зайди в келью, закрой дверь.
Тем не менее, в истории церкви Пост получил несколько иное значение. Например, за 2 недели до начала Поста была в церковном календаре неделя о мытаре и фарисее, сплошная седмица, когда не было поста в среду и пятницу. Почему? Я сам долгое время думал, что раз неделя называется «О мытаре и фарисее», поэтому не постимся, чтобы не быть похожими на постившихся фарисеев.
А оказывается, это результат древних взаимных троллингов между византийцами и армянами. Оказывается, у армян был свой праздник (он, наверное, есть до сих пор) - День крещения Армении. Как у нас вот сейчас Патриарх Кирилл пробует ввести в народную память День крещения Руси. А армяне это произошло много раньше – они в начале IV века крестились. И за неделю до Дня крещения Армении они постились.
И вот отцам церкви греческой где-нибудь там VI века казалось так важно показать, что «А мы не как армяне», что они решили: «А мы, напротив, даже в среду и пятницу и поститься в эти дни не будем, чтоб не быть похожими на вас» (см. http://diak-kuraev.livejournal.com/1477254.html).
Что это означает? Что когда рядом живут разные религиозно-этнические группы, календарь чередования праздников и постов становится боевым отличительным знаменем. Вот, у нас рубашки такого цвета, а у них другого цвета. Это способ консолидации своих.
Напомню, кстати говоря, первые европейские гетто создавались по инициативе еврейских раввинов, чтобы консолидировать своих и легче их контролировать, понуждая жить по своему еврейскому закону.
Поэтому пост в итоге стал способом проявления солидарности. Это неплохо. Ну, что называется, «страна на посту». И ощущение того, что я вместе со всеми что-то делаю, оно в нашем атомизированном обществе бывает нужным, хорошим и радостным.
Однако, есть, конечно же, более высокий уровень переживания поста. Пост – это способ показать, кто в доме хозяин. Важней всего погода в доме, как известно. А, вот, кто эту погоду заказывает? Мой животик, моя совесть, моя голова? То есть в данном случае это напоминание самому себе о главном, приведение себя в рабочее состояние, чтоб я понимал, что я все еще умею от чего-то отказываться. Потому что жизнь может неожиданно поставить меня в ситуацию жесткого выбора. И я должен тренировать эту мышцу выбора – умение отказаться от чего-то значимого, вкусного, приятного - ради должного.
Как однажды Дамблдор говорит об одном мальчике-студенте Хогвартса, что когда предстоял ему выбор между легким и правильным, он всегда выбирал верное. Очень точная фраза.
Значит, пост это некая тренировка. И третье (на самом высоком уровне) понимание поста: иногда эта тренировка дает результат прямо сейчас. Она высекает искру, искру понимания, искру радости.
Наверняка, многие из наших слушателей делали героические попытки похудеть и сажали себя на диету. И вот если вам удавалось сбросить 5-6 килограммов, как же ваше сердце, ваши ножки, ваша спина были рады тому, что теперь можно летать на крыльях, да? Вот, точно так же если удается хорошо попоститься (не в смысле сбавить вес, а избавиться от каких-то грехов и нехороших привычек), то душа, действительно, радуется. Она расправляет крылья.

Д.Пещикова― То есть это какая-то радость, счастье через трудности и страдания.
А.Кураев― Если это всерьез, если это не имитация поста, когда сплошь и рядом подменяют обычное мясо соевым мясом, когда подменяют обычный скоромный стол изыском постных блюд. Когда пост честный и долгий, тогда, действительно, он может принести радость душе. Поэтому те люди, которые «профессионально православны» - монахи - радуются этим долгим постам.
Д.Пещикова― А, вот, пост напоказ – это что такое? И зачем это? Ведь, сейчас, действительно, очень часто можно встретить в супермаркетах разных акции вот эти вот рекламные с постными продуктами, которые заменяют полностью обычные продукты?
А.Кураев― Ну, это полностью на совести этих супермаркетов.

Д.Пещикова― Ну, люди же покупают. Как говорится, просто так ничего не происходит. Значит, есть потребность в этом. В том, чтобы поститься просто ради поста. Пост ради поста. Не ради какого-то внутреннего переживания.
А.Кураев― Нет, я думаю, что у каждого человека есть свой мотив. К сожалению, мотив изрядной части ныне постящихся – это, все-таки, похудеть к пляжному сезону. Здесь налагается разная мотивация, но превалирует, все же чисто мирская. Такая весенняя героическая попытка перед пляжным сезоном раздевания летом убрать с животика лишнюю складку.
Да, конечно, это далеко от церковного понимания поста. Ну и, естественно, любой здравомыслящий священник в эти дни напоминает, что главное – это не пожирать ближнего своего.
Tags: Пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →