диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Про-фанум: лицом к святыне

Модный ныне натужно-истеричный тренд на поиск "оскорблений религиозных чувств" обычно забывает об уникальности христианства: сама суть христианского благовестия есть оскорбление и сокрушение устоев.
Устои - эту табу. В основе табу - разделение мира на сакральное и профанное.
Но вся евангельская история -это череда скандалов: Святая Святых входит в нечто по определению нечистое (от женской утробы до языческого судилища над Собой, креста и могилы).

И уже нет какой-то отдельной святой Храмовой Горы. Все места святы. Нет субботы. Всюду Бог, Его время и Его Святая Земля. Любой нищий - Иов. Закон об оскорблении Императорского Величества может быть применен по отношению к оскорблению бомжа. Он ведь тоже - икона Бога.

Но по законам диалектики слово "все" коварно. "Всё освящено" равно "всё профанно". Ибо граница исчезла. Христиане поедают предмет своего культа. Грубо пожирают ("трого" в Евангелии от Иоанна).

"Традиционно лингвистами слово «profanus» понималось как исходная номинация того, что расположено перед fanum — храмом, священным местом. Иначе посмотрел на семантику profanus М.Х. Вагенворт. Он оспорил устоявшееся толкование приставки рго- в значении «перед». Ссылаясь на труды Я. фон Ваккернагеля и лингвистические показания, голландский исследователь обосновал реальность значений, указывающих на отдаленность от чего-либо, на противоположность чему-либо, а также на отсутствие чего-либо. Эти наблюдения позволили сделать вывод о том, что в латинском языке profanus первоначально относится не к месту, а к действию. Соответственно, profanus указывает не на место перед храмом, а именно на изгнание из храма и относится к действиям, которые произошли в храме или святилище. Таким образом, profanus первоначально означает не несвятой, а уже не святой, т.е. лишившийся причастности к святому. В подтверждение Вагенворт приводит выражение Сервия, в котором словом «profanum» назван тот, кто порывает с религией, т.е. вероотступник. Profanus — то, что удаляется из fanum и лишается причастности к sacer, посвященному, освященному, принадлежащему богам. ..
Сходную позицию занял Э. Бенвенист. Из сравнения profanus, protestus (непраздничный, непосвященный) и ряда других слов с префиксом pro- Бенвенист вывел то же значение приставки pro-, что и его голландский коллега. Приложив это наблюдение к латинским текстам, французский лингвист пришел к выводу, что качество profanum применяется не ко всему тому, что не является sacer, а к тому, что прекращает быть таковым. Profanus, как полагает Бенвенист, обозначает то, что более не является священным, что не обладает отныне ни привилегиями, ни опасными сторонами священного, это то, что «десакрализовано». ..
Очевидно, первоначальное значение profanus сложилось в контексте культовой практики жертвоприношений: этим словом вначале обозначалась та часть посвященной божеству (священной) жертвы, которая после совершения определенных церемоний отделялась и поедалась самими участниками обряда; эта часть также в традициях римской обрядности могла быть после посвящения богу вынесена за пределы святилища, распределена перед храмом между участниками ритуала и съедена. Важно, что римляне называли profanum то, что прежде побывало в качестве посвященного, что было передано божеству, а затем по правилам культа было обращено для потребления людьми".
http://ponjatija.ru/node/531

Святые Дары нами преподносятся Богу, а затем возвращаются нам же, выносятся за пределы fanum-алтаря и раздаются людям.

То есть именно Святое Причастие у нас - профанно...
Профанное - это отходы ритуала. И именно с ним отождествляет себя Христос.
Но если язычник считал себя вправе свободно распоряжаться профанным отходом как уже своим по праву, то теперь оказывается, что и это - не его, а Божье.

"В каждом древе - распятый Христос. В каждом колосе - Тело Христово".

Это один из парадоксов христианства.

Не стоит его терять в азартной демонстрации заново обретенной альфа-самцовости.
Ее всплеск не так уж трудно погасить простым вопросом: "А мимо скольких святынь я кощунственно и безучастно прошел сегодня? Сколько двуногих икон не почтил?"


***
В повести Валерии Алфеевой "Джвари" грузинский монах говорит героине:
"Это никуда не годится, что есть отдельное время для молитвы, отдельное - для жизни, совсем не похожей на молитву. Разрыва не должно быть. Всю жизнь нужно обратить к Богу как молитву".
Tags: Литургия, Пусси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments