диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Хорошее - из Бийска

Генрих (в крещении - Иоанн) Батищев. Советский философ. Данный текст он написал в ответ на просьбу изложить христианскую этику без богословских терминов. "Беспредельная Диалектика
Универсума" это у него синоним Бога. Как он мне сказал: "Мне отец Иоанн Крестьянкин, мой духовник, благослвил до поры не раскрываться!

Когда-то в семинарские годы я перепечатал этот его текст. А единственное позднее его издание оказалось сделанным в Бийске в 2015-м.

Читать следует ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО



ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ СТРОКИ


Будь искателем:
Разыскивай Путь
И себя – в Путничестве.

1. Счастлив

Счастлив – кто не жаждет счастия
только себе или только своим,
но кто приемлет несчастие многих других
за свое собственное.

Счастлив – кто ищет себя лучшего:
достойного обрести со-частие с другими
и быть всегда глубоко сопричастным им
в пробуждении и восхождении каждого.

Счастлив – кто снова и снова несчастлив
из-за несовершенства и недостоинства своего
и кто всегда готов пожертвовать тем,
что кажется ему собственным счастием,
пожертвовать ради того, что превыше него:
ради раскаяния в своем несовершенстве
и ради всежизненной работы Служения
в посвящённости совершенствованию всех.

2. Могуществен

Могуществен – кто не жаждет для себя сил
и способностей возможно больших,
дабы обрести превосходство над другими,
и кто себя не защищает от инаковости,
но кто бесстрашно и доверчиво открыт
всему беспредельному Универсуму.

Могуществен – кто себя не навязывает другим
и не старается себя утвердить среди них
ни трудами своими, ни своею правотою,
кто не стремится изменять мир лишь по-своему –
налагая на всё печать своемерия,
но кто подаёт ненавязчивый пример
служения совершенствованию всех других
и смело идёт навстречу каждому из них
и не боится принять всю инаковость
их своеобразных устремлений
и кто не ожидает себе никакого возмещения
за неограниченную щедрость свою
ни силами, ни преимуществами, ни наградами.

Могуществен – кто не боится явить свою немощь,
кто твёрд и суров к самом; себе,
кто побеждает себя недостойного,
кто достоинство измеряет отнюдь не силами,
но ценностями, которые свято чтимы,
кто живёт в том, что безусловно
превыше
пересиливания
одних другими и отстаивания каждым своего,
кто всегда готов и не применять свои силы
и не оказывать именно своего влияния.
Ибо истинных и лучших побед он ожидает
от начинаний бесстрашной самокритики,
от приятия бремени задач и вины на себя
и от воздержания великодушного.

3. Радостен

Радостен – кто чужд удовольствию,
ибо удовольствие присвояет и потребляет,
а радость щедро излучает
и близким и дальним, и своим и инаковым.
Удовольствие замыкает и мельчит,
подкупает и усыпляет, пьянит и пленит.
Радость же раскрывает и поднимает выше,
пробуждает ко всё большему отрезвлению,
к неподкупному самообладанию
и ко взаимному бытию каждого – каждому.
Удовольствие всегда своемерно:
оно относится к миру сквозь свой интерес.
Радость же ничего не переиначивает,
а отвечает на зов притяжения инакового.
Удовольствие тщится остановить мгновение
и всё заточить в своё здесь-и-теперь, –
так пленённый удовольствием променивает
непреходящее Вечное – на тленное.
Радость же подъемлет навстречу свету,
и радующийся всего себя устремляет
не к интересному, а к притягательному,
к животворным ценностям Беспредельности.

Радостен – кто сострадает другим,
кто чужд и ропоту, и безнадежности уныния.
Ибо всякий ропчущий и мятежный
лишь перелагает бремя задач и вины
с себя – на другого,
со своих – на чужих
и отрекается от своего призвания-долга
и наполняет себя
разрушительными
отрицаниями
к другим, не признанным за своих,
но тем самым также и к самом; себе.
Ибо слепо поддавшийся чужим горестям
заражается ими и удваивает их в себе
и отягощает их своим унынием губительным.
Сострадание же – лечит:
оно высвечивает поучительный смысл
всякой неудачи и боли, всякой беды и горя
и постигает ответственность и вину,
чтобы помочь принять её на себя и победить
надеждой и доверием, верностью и жертвой.

Радостен – кто всегда скорбит о зле,
кто улыбкой духа превозмогает печальное,
кто равно чужд и брезгливому отстранению,
и воинственной мстительности.
Ибо только сострадающая радость
искусна побеждать зло, не заражаясь от него.
Те же, кто, ужасаясь пагубному,
бегут прочь от трудностей в безучастие,
тем самым потворствуют злодейству
или хотя бы пассивно поощряют его,
а поэтому готовят гибель также и себе.
Те же, кто в кипении ненависти к врагам
жаждут совершить суд и отмщение им
и всё больше отдаются карательству,
тем самым уподобляются врагам своим;
всё обращая в средства для своей победы,
они утрачивают всякие ценности;
а если даже и одолевают врагов своих,
то и самоё торжество своё обрекают
на бессмысленную превратность,
и переносят карающую энергию
ожесточения
на кого-то среди самих себя.
Но кто радостно берёт на себя бремя чужого
и посильно приемлет злодеяние чужого
за свою собственную боль, тот лечит его и исцеляет.

4. Прогрессивен
Прогрессивен – не тот, кто рвётся вперёд,
и дерзко погребает Былое позади себя,
и самоуверенно несёт миру своё мерило,
зная заранее всеобщий критерий прогресса
и кто тщится заточить себя и других
в инертное продление прошедших событий,
но тот, кто радостно ожидает
неожиданного и весь живёт в непрестанном встречании
с Грядущим неиспытанным и таинственным.
Ибо Грядущее для него больше будущего,
и Былое – больше прошлого,
и всех их проницает собою и объемлет
всегда в себе сам;м иное Вечное.

Прогрессивен – не тот, кто смеет измерять
любое сложное – мерилом простого,
развитое – неразвитым,
тонкое – грубым,
творческое – нетворческим,
духовное – бездуховным,
тайное или инаковое – явным для себя,
совершенное – несовершенным,
высшее – низшим,
абсолютное – относительным;
ибо истинное живое восхождение,
в каждом шаге преодолевающее самоё себя,
он подменяет линейным самопродлением;
но тот, кто вновь и вновь открывает
всё более и более высокие мерила
и жизнь свою обратил в восходящее Служение –
в совершенствование, посвящённое Высшему.
И ты приобщаешься к Нему шаг за шагом
как ко всё более и более Высокому,
если можешь жить всегда во встречании
и никогда не завершимом Путничестве.

Прогрессивен – не тот, кто печётся о себе:
o своей передовитости и своём праве на неё,
дабы обогнать других и всяких инаковых
и утвердиться выше всех – в центре мира,
и не тот, кто притязает перераспределить
всемирное богатство возможностей развития
в пользу себе или своим, в ущерб инаковым,
но тот, кто весь в восходящем созидании
и созидательную жизнь свою адресует
всему Беспредельному Универсуму,
без всяких своемерных предпочтений,
без присвоительства и исключительности,
кто ежечасною работою жизни своей
всё полнее открывает и претворяет
своё универсальное созидательное призвание.
Так будь же не своемером, но Путником!

5.Свободен
Свободен – не беглец от несвободы,
не отрицатель-нигилист, рвущийся прочь
из мира законов, из царства необходимостей,
дабы порвать все узы и сломать все грани
и отрешиться от начальных условий бытия
и избежать объективно-обязательной логики;
ибо всякий уход и мятеж разрушителен,
а разрушительство ещё ниже разрушаемого;
не беглец от долга и ответственности,
и не эмансипатор – герой своеволия,
навязывающий миру нагромождение своих химер,
но тот, кто до конца терпеливо ученичествует
во Вселенской Школе Объективности,
в школе обязательности всему сущему,
каково оно есть само по себе,
в школе терпения, верности и мужества
хотя бы на уровне законов вещей.

Свободен – не обитатель мира вещей,
заточивший себя среди безличных стихий –
в мёртвом Порядке бессубъектности,
не блюститель лишь логики необходимостей,
не фаталист и квиетист, влекомый судьбою, –
ибо исполнить все требования законов
возможно было бы и без свободы, –
и не иждивенец-утилизатор,
присвояющий себе потенции чужой свободы
как вольности для себя – против других,
но только обитатель мира культуры,
непрестанно его наследующий
и столь же непрестанно его созидающий
и в нём – свободу как взаимную с другими:
свободное совершенствование каждого
есть не только условие,
но радостный смысл свободы всех.
Открыть во глубине себя и в других
это более высокое царство Свободы
невозможно в пределах мира законов.
Но можно и должно открывать это Царство,
всё более подчиняя соблюдение
необходимостей
святым ценностям, чтимым превыше законов.

Свободен – кто радостно приемлет всё,
приемлет таким, каково оно есть,
без тени личного или группового своемерия:
ничего не предпочитая и не выбирая,
не исправляя и не подкрашивая,
приемлет даже самое неприемлемое и злое,
всё горе и все язвы больной планеты,
приемлет эпически-объективно, смиренно,
но лишь ради того, чтобы, ничуть не пленяясь,
быть предельно строго верным
заставаемым исходным условиям жизнедеяния
и прозреть в бытии его кардинальную неполноту,
его неокончательность и незавершённость
и принять его как Великую Книгу Задач:
как смысловую иерархию
загадочных ситуаций –
и на каждый час, и на всю жизнь, и поверх неё,
зовущих к творческим решениям-поступкам,
– ибо исполнить все требования законов
Однако в этой Великой Книге Задач
всегда неповторимо сплетены друг с другом
задачи тебе посильные и непосильные.
И только находя каждый раз границу
между тем, что изменить ты не можешь
и тем, что можешь и даже должен
согласно твоему универсальному призванию,
только созидательно превозмогая свое рабство,
только одаряя свободою несвободное бытие,
только через самую полную бесхитростность,
через честное решание всежизненных
трудностей
в ежемгновенной работе всех твоих сил
ты встречаешься и с Царством Свободы,
и всё более достойно приобщаешься к Нему,
сущему
в Диалектике
Беспредельности.

6. Ответствен
Ответствен – кто всегда за себя в ответе,
ибо живёт постоянно изнутри себя,
а не в ответах-реакциях на толчки извне,
кто следит за мерой своего самообладания
и принимает решения только по совести,
и лишь себя же винит за заслуженную судьбу.
Так каждый миг поступать ты стараешься
под светом чтимых тобою святых ценностей
всегда и неподкупно и бесстрашно:
не вынуждаемый ни выгодами, ни невыгодами,
ни пряником наград, ни кнутом наказаний,
ибо ценности –
превыше всех наказаний и угроз.
Но ответствен ты одновременно двояко:
за меру твоей верности твоим ценностям,
и за меру верности твоего их приятия –
и за истинность их образа-понятия в тебе.
Истинен же их образ только тогда,
когда ты приемлешь их как узы взаимности,
узы сопричастности между тобою и другими
и всею объемлющей нас и неисчерпаемой
Беспредельной
Диалектикой
Универсума.
Истинен их образ, только если
ты приемлешь их как не зависимые
от того, что они – также и твои,
не зависимые от твоего выбора их и приятия.
Истинен их образ, только если
он становится в тебе всё более истинен,
а для этого должны гармонично соединиться
твои усилия к углублённому постижению
и приносимые тебе новые дарования.
Никто не может быть собственником
или хотя бы достаточным носителем объективных ценностей Универсума: ценности неприсвоимы.
И возрастающее приобщение к ним каждого
возможно не иначе, как в глубинном Общении –
в общении, не имеющем границ и пределов.

Ответствен – кто во всём воздержан,
кто всегда хранит в неприкосновенности
самостоятельность каждого другого
и его собственный жизненный опыт –
поучительный опыт утрат и обретений,
постыдных падений и достойных подъёмов,
горестных разочарований
и животворящих приобщений,
и меру зрелости души и духа каждого,
и меру внятности ему собственной совести,
кто искусен блюсти и терпеливо оберегать
свободу и ответственность каждого другого
на неповторимом пути его восхождения.
Ответствен – кто до конца благодарен
и ради этого неукоснительно самокритичен
и сдержан даже в приятии ответственности;
кто ни в чём никогда не возносится
и не воздвигает себя ни над каким бытием
и ни над какими иными субъектами,
и не притязает на исключительное право
быть хозяином Вселенской кладовой,
и не ставит себя либо своих в Центр мира;
кто не жаждет по-больше получить себе
полезностей или сил-способностей,
и не жаден к превосходству над другими
и ревниво не состязается с ними,
но кто весь устремлён
созидать и давать –
давать то, что заслужило бы приятия,
и кто до конца посвятил себя Служению,
постоянно проверяемому и углубляемому
через глубинное Высшее Общение.
Только тогда ты станешь истинно ответствен,
когда всю жизнь свою, явную и сокровенную,
ты сделаешь бесконечно благодарным Ответом
Беспредельной
Диалектике Универсума.

7. Причастен совершенствованию
Кто истинно причастен совершенствованию?
Не тот, кто жаждет совершенствовать себя
или прежде всего своих,
а не чужих-инаковых
и для кого это стремление есть самоцель,
а восхождение чужих – вынужденное условие,
полезный фон или подсобное средство.
Ибо всякое своемерное предпочтение
и присвоительство исключительных прав
разрушает узы универсальной сопричастности
и умерщвляет самый дух совершенствования –
дух, жизнедательно и свободно дышащий
только по ту сторону корысти и своемерия.
И не тот причастен совершенствованию,
кто дерзко решает восходить сам:
лишь по своей, односторонней воле
и лишь одними
своими собственными силами –
индивидуальными или коллективными.
Ибо в каждом шаге истинного восхождения
каждый раз взаимно нуждаются друг в друге
и нераздельно-гармонично соединяются вместе
вновь свободно избирающая воля сердца
и не менее вновь свободный дар наследия
Беспредельной
Диалектики
Универсума.
Истинно же причастен совершенствованию тот,
кто вновь и вновь побеждает самого себя:
всё инертное в себе и всё ущербное,
всякое личное и коллективное своемерие,
кто каждый миг весь проникнут памятью
о своём коренном несовершенстве,
но кто никогда в унынии не опустит рук
в нескончаемом борении – работе над собою,
ибо винит в несовершенстве лишь самог; себя
и свою отдалённость от Абсолютного Образца,
сущего в неисчерпаемой Беспредельности,
всегда остро переживает не только как боль,
а и как радость от надежды её превозмогать:
разлучённость рождает встречание;
кто неистощим в своём вечном искательстве
и кто всё больше открывает себя Путничеству
через суровое отречение от себя негодного,
кто даже в своих падениях
пробуждает в себе новую силу раскаяния
и с возрастающей энергией устремляется
искать своего очищения и преображения
через незавершимую самокритику.

Истинно причастен совершенствованию тот,
кто горит неугасимым жизнетворчеством,
кто всегда верен в себе свету
Вечного Детства,
кто вновь и вновь со свежею душою
вступает в Беспредельный Универсум
и приемлет его как мир задач, загадок и тайн,
и каждый свой поступок и замысел,
каждое своё дело и каждое слово,
каждое своё духовно-душевное состояние
ты обратил в непрестанное решание
этих всежизненных задач, загадок и тайн,
насколько они входят в твоё призвание.
И ничем конечным ты не удовольствуешься
ни в тебе сам;м, ни вне тебя,
и никакое найденное тобою решение-плод
ты не превратишь в нечто достаточное –
в преграду к большему совершенству,
и ты не утратишь сознание вечной перспективы
и всей громады расстояния ввысь
между любым тобою
и Абсолютным Образцом,
и ты ничем никогда не прельстишься
и ни на что не променяешь возможностей твоего призвания во встречании с Грядущим.
И ты сам для себя –
живая задача,
которую ты призван ежечасно решать вновь,
ибо каждое твоё благое достижение прежнее
для грядущих ступеней окажется негодным,
и ты призван вновь и вновь преодолевать себя
ради новых обогащений твоего предназначения
и нежданных открытий-даров твоего Путничества».

Батищев Г.С. Диалектические строки (Непреходящие ценности детства). Философско-педагогические произведения. – Собр. соч. в 2-х т.т., Бийск, 2015, т.2 стр. 14-27.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →