диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Аристотель об идеальном монастыре

7-я книга "Политики" Аристотеля посвящена созданию идеального города.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/07.php

Его граждане равно стремятся к добродетели. Поэтому они не отвлекаются от низких и суетных дел, то есть на такой труд, за который можно получать деньги (это определение из 8-й книги). Они просто и только - воины. Любящие слушать музыку, но не исполнять ее, овладевшие гимнастикой и азами рисования.

Только они имеют гражданские права в этом полисе. В городе еще могут жить торговцы и ремесленники. Но это люди, далекие от упражнения в добродетели, и потому прав они иметь не будут. Но будут платить налоги свободным господам, упражняющимся в добродетели для их грандиозных храмовых и иных построек. Земли вокруг города будут обрабатывать рабы, поставлять пищу для трапез господ, упражняющихся в добродетели.

"Граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы (такая жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью); граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития добродетели... Ремесленники не принадлежат к гражданам, как и вообще всякий другой слой населения, деятельность которого направлена не на служение добродетели. Ясно и то, что право собственности должно принадлежать именно этим, раз землепашцы должны быть рабами или варварами-периеками... Все гражданское население распадается на две части, т.е. на тяжеловооруженных и совещающихся, и так как надлежит, с одной стороны, отправлять религиозный культ, а с другой – дать отдохновение тем, чей возраст освобождает от других занятий, то этим последним и следовало бы поручить исполнение жреческих обязанностей... Одна часть земли, находящейся в общем пользовании, должна идти на служение богам, другая – покрывать расходы на устройство сисситий (общих трапез)".

Эта мечта Аристотеля почти в точности сбылась в средневековых монастырях. То, что в число христианских добродетелей вошло безбрачие (взамен античного воинского гомосексуального братства) - это уже частности.

Что же касается его собственных времен, то он вполне империалистически мыслил создание такого города где-то на "новых территориях", завоеванных армией его ученика Александра Македонского. Это должны быть Нью-Афины: с обязательными портовыми Пиреями, находящимися все же в карантинном отдалении от крепостных стен самого Полиса.

Этот город должен быть создан с нуля: пришли благородные воины и местное население обратили в рабов, согнанных для строительства стен, зданий, порта, дорог и обработки земли. И упражняются в добродетели...

И все же интересный вопрос: в какой степени эта утопия Аристотеля повлияла на быстрое распространение модели общежительного монастыря?

Впрочем, буддисты, не читавшие Аристотеля, тоже пришли к монастырскому феодализму.
Tags: книги)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments