диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Аристотель об идеальном монастыре

Аристотелю не приходила в голову идея организации поселения безбрачных мужчин. Но он хотел обустроить коммуну людей, чьей профессией и единственным занятием стало бы упражнение в добродетели. А смысл монашенства, наверно, ведь, именно в этом.

Итак, 7-я книга "Политики" Аристотеля посвящена созданию идеального города.
Все граждане этого града-на-горе равно стремятся к добродетели. Поэтому они не отвлекаются от низкие и суетные дел, то есть на такой труд, за который можно получать деньги (это определение из 8-й книги). Они просто и только - воины. Любящие слушать музыку, но не исполнять ее, овладевшие гимнастикой и азами рисования. Только они имеют гражданские права в этом полисе. В городе еще могут жить торговцы и ремесленники. Но это люди, далекие от упражнения в добродетели, и потому прав они иметь не будут. Но будут платить налоги свободным господам, упражняющимся в добродетели для их грандиозных храмовых и иных построек. Земли вокруг города будут обрабатывать рабы, поставлять пищу для трапез господ, упражняющихся в добродетели.

"Граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы (такая жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью); граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития добродетели... Ремесленники не принадлежат к гражданам, как и вообще всякий другой слой населения, деятельность которого направлена не на служение добродетели. Ясно и то, что право собственности должно принадлежать именно этим, раз землепашцы должны быть рабами или варварами-периеками... Все гражданское население распадается на две части, т.е. на тяжеловооруженных и совещающихся, и так как надлежит, с одной стороны, отправлять религиозный культ, а с другой – дать отдохновение тем, чей возраст освобождает от других занятий, то этим последним и следовало бы поручить исполнение жреческих обязанностей... Одна часть земли, находящейся в общем пользовании, должна идти на служение богам, другая – покрывать расходы на устройство сисситий (общих трапез)".

Эта мечта Аристотеля почти в точности сбылась в средневековых монастырях.

Профессиональные аскеты, живущие за счет рабского труда крепостных.
То, что в число христианских добродетелей вошло безбрачие (взамен античного воинского гомосексуального братства) - это уже частности.

Что же касается самого Аристотеля, то он вполне империалистически мыслил создание такого города где-то на "новых территориях", завоеванных армией его ученика Александра Македонского. Это должны быть Нью-Афины: с обязательными портовыми Пиреями, находящимися все же в карантинном отдалении от крепостных стен самого Полиса. Этот город должен быть создан с нуля: пришли благородные воины и местное население обратили в рабов, согнанных для строительства стен, зданий, порта, дорог и обработки земли. И упражняются в добродетели...

В принципе, «Северная Фиваида» русской монастырской колонизации с определенного момента строилась похоже.

И все же интересный вопрос: в какой степени эта утопия Аристотеля повлияла на быстрое распространение модели общежительного монастыря?

Впрочем, тибетские буддисты, не читавшие Аристотеля, тоже пришли к монастырскому феодализму.

текст:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/07.php
Tags: Монастыри, Утопизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эсхатологическое

    В теме о том, как сохранялись древние иконы в цекрвях, вспомнилась трагическая история «Васильевского чина». Это древний иконостас из Успенского…

  • Можно ли считать первым чудом

    от ре-воцерковленной «Троицы» затопление Херсонской области? Как и о чем молился патриарх Кирилл со своими двадцатью московскими викариями, если…

  • Беда в жизни тысяч людей

    Которые потеряли свои дома и оказались в зоне экологичесеой катастрофы вследствие подрыва Каховской дамбы. Но православные бложики стонут из за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Эсхатологическое

    В теме о том, как сохранялись древние иконы в цекрвях, вспомнилась трагическая история «Васильевского чина». Это древний иконостас из Успенского…

  • Можно ли считать первым чудом

    от ре-воцерковленной «Троицы» затопление Херсонской области? Как и о чем молился патриарх Кирилл со своими двадцатью московскими викариями, если…

  • Беда в жизни тысяч людей

    Которые потеряли свои дома и оказались в зоне экологичесеой катастрофы вследствие подрыва Каховской дамбы. Но православные бложики стонут из за…