диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Вчера на Эхо: Исаакий

О. Журавлева― Есть у нас еще один имущественный или духовный спор, касающийся Исаакиевского собора. Скажите, пожалуйста, детский крестный ход что должен был символизировать?
А. Кураев― Это очень интересная история. Когда-то детские крестные ходы как новинка появились в Москве в 80-е годы на Антиохийском подворье. То есть это была точка немножко экстерриториальная в Советском Союзе, потому что это сирийское антиохийское церковное представительство и поэтому там можно было чуть-чуть больше позволять себе, чем на остальном советском пространстве. И вот там эти детские ходы были, и многие люди с православной Москвы с радостью туда ехали и своих детишек везли… Все-таки я ошибся, начав с этого примера. Потому что надо истоки пояснить. Что согласно евангельскому рассказу, когда Иисус входил в Иерусалим накануне своего распятия, дети и толпа его встречала восторженно, ожидая, что Он сейчас поднимет восстание против римских оккупантов. А, как всегда, вперед в таких случаях просачиваются детишки, и они тоже приветствовали, с окрестных пальм срывали веточки и ими махали.
О. Журавлева― Это то самое Пальмовое воскресенье, которое было вчера.
А. Кураев― Совершенно верно. Считалось, что так сбылось пророчество – «из уст младенцев и сосунков сотворил хвалу». Поэтому естественно совершенно, что со временем решено было устроить детский крестный ход. Были ли специальные детские крестные ходы – не знаю. Но дети участвовали в общем шествии. Но вот в Антиохийском подворье решили, сделать только детский. И затем московские приходы в 90-е годы стали подражать. Помню, в храме на Пресне, где я тогда служил, удалось договориться с расположенным напротив зоопарком, и мы там осла одолжили. И с ним наши детишки вокруг храма на Пресне ходили. Знаю, что в Коломенском Ново-Голутвинском монастыре живет верблюд, которого Илюмжинов подарил патриарху Алексию. И он тоже используется в богослужебных процессиях ради детской радости. А вообще надо сказать, что в 17 веке на Москве была традиция, Маржерет, французский путешественник описывает эти события времен Бориса Годунова. Где-то 1605-1611 годы. Ослов Московии не было, а по Евангелию осел должен быть задействован, поэтому для «шествия на осляти» брали лошадь, привязывали к ней уши ослиные и нарекали ее ослом. Патриарх сидел на этом осле, царь вел его под уздцы, а вот за это уже чуть позже (это уже Павел Алеппский, сириец пишет про 50-е годы 17-го века) патриарх Никон царю Алексею Михайловичу давал сто рублей золотом. За то что царь под уздцы «осла» вел. Царь Алексей Михайлович деньги эти не тратил, а складывал в отдельный сундучок и пояснял: это единственные деньги в моей жизни, которые я заработал сам. Поэтому похороните меня на эти деньги. В общем, много интересного с этим крестным ходом было связано и поэтому то, что традиция возрождается в том числе и в Санкт-Петербурге, меня только радует.
О. Журавлева― Как это связано с Исаакиевским собором и драмой этого собора?
А. Кураев― Тут проблема в разнарядках. Все можно испортить, превратив в обязанность и приказ. Я думаю, что если кто-нибудь прикажет целоваться, то наша молодежь, которая вроде бы всегда к этому склонна, вдруг внезапно застопорится в этом деле. Представляете, день всех влюбленных объявят государственным праздником и все должны срочно пройти по Красной площади, не размыкая своих объятий и целуясь перед мавзолеем. Мне кажется, монастыри получат большое пополнение от этого. Я опасаюсь этого духа администрирования. Там дети разных возрастов, судя по фото, были, в том числе и подростки, которые очень чувствуют, что ими манипулируют. Маленькие дети могут это считать само собой разумеющимся, Тут уже от тактичности организаторов все зависит: сколько времени детей заставили стоять, как рано их подняли в этот день кормили или нет… Главный вопрос: принесло ли это детям радость. Как узнать вот этот результат? Главное - чтобы не пиар-службы патриархии получили какой-то прибыток, а чтобы дети радовались. Это я не очень понимаю, как учесть. И второе, конечно, это политизация и откровенное совершенно использование детей как средства для пиара. Это нехорошо, но это черта всех тоталитарных режимов. Все эти парады физкультурников -они в Третьем Рейхе были, и в Америке были в те годы, и у нас. И, в общем, это не очень хорошо.
О. Журавлева― Но Исаакий, в конце концов, чей будет?
А. Кураев― Не знаю.
О. Журавлева― Как это должно разрешиться?
А. Кураев― В нашей Византии все, что угодно может произойти.
О. Журавлева― МВД передадут? Как раньше.
А. Кураев― Все может быть, ибо решения принимает лишь один человек.
О. Журавлева― Хорошо. Вы бы что приветствовали. Вот так спрошу. Какой вариант вам кажется более разумным?
А. Кураев― Я был бы рад, если бы этот храм оказался в церковном распоряжении, в церковной собственности. Мои возражения носят «стилистический характер». Как Синявский говорил о своих рассуждениях с советской властью: у меня расхождения стилистического порядка. Не все средства хороши даже в борьбе за добрую цель. Если бы Исаакиевский собор передали церкви 25 лет назад, я думаю, все спокойно и радостно это восприняли. Но за эти 25 лет что-то произошло, какой-то не самый лучший свой лик мы, церковники, явили обществу и уже поэтому не все нам прощается и не во всем нам доверяют. Это первое.
Второе. Раз такое есть, надо эту реальность признать, а, значит, объясняться. Объяснять свои действия. А здесь никаких объяснений не было, были тайные аппаратные договоренности. А потом разные спикеры утверждали противоположное о том, что будет после, когда этот собор станет наш и почему он должен быть наш. Внятных аргументов представлено не было. Почему 25 лет это терпели, а теперь это стало невтерпеж. Это, конечно, странность. Слишком много фальшивых аргументов было и действий было совершено.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments