диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Бессмертный Полк Четьих Миней

Классическая сцена из «Братьев Карамазовых»:

- Вот что спрошу: справедливо ли, отец великий, то, что в Четьи-Минеи повествуется где-то о каком-то святом чудотворце, которого мучили за веру и, когда отрубили ему под конец голову, то он встал, поднял свою голову, и "любезно ее лобызаше", и долго шел, неся ее в руках и "любезно ее лобызаше". Справедливо это или нет, отцы честные?

- Нет, несправедливо, - сказал старец.

- Ничего подобного во всех Четьих-Минеях не существует. Про какого это святого, вы говорите, так написано? - спросил иеромонах, отец-библиотекарь.

- Сам не знаю про какого. Не знаю и не ведаю. Введен в обман, говорили. Слышал и, знаете, кто расспазал? А вот Петр Александрович Миусов, вот чть за Дидерота сейчас расседрился, вот он-то и рассказал.

- Никогда я вам этого не рассказывал, я с вами и не говорю никогда вовсе.

- Правда, вы не мне рассказывали; но вы рассказывали в компании, где и я находился, четвертого года это дело было. Я потому и упомянул что рассказом сим смешливым вы потрясли мою веру, Петр Александрович. Вы не знали о сем, не ведали, а я воротился домой с потрясенною верой и с тех пор все более и более сотрясаюсь. Да, Петр Александрович, вы великого падения были причиной! Это уж не Дидерот-с!

Федор Павлович патетически разгорячился, хотя и совершенно ясно было уже всем, что он опять представляется. Но Миусов все-таки был больно уязвлен.

- Какой вздор, и все это вздор, - бормотал он. - Я действительно может быть говорил когда-то... только не вам. Мне самому говорили. Я это в Париже слышал, от одного француза, что будто бы у нас в Четъи-Минеи это за обедней читают... Это очень ученый человек, который специально изучал статистику России... долго жил в России... Я сам Четьи-Миней не читал... да и не стану читать... Мало ли что болтвется за обедом?.. Мы тогда обедали...

- Да, вот вы тогда обедали, а я вот веру-то и потерял!- поддразнивал Федор Павлович.

***
Интересный православно-апологетический комментарий от В. Е. Ветловской:

Федор Павлович имеет в виду не православного, а католического святого — Дионисия Парижского, не раз служившего объектом язвительной насмешки французских энциклопедистов.

В качестве одного из персонажей Дионисий действует в „Орлеанской девственнице“ Вольтера (1762; в 1774 издана в окончательном виде). В своих „Объяснениях“ Вольтер пишет: „Этот добрый Денис (Дионисий) не есть так называемый Дионисий Ареопагит, но епископ Парижский. Аббат Гилдуин был первый, кто написал, что этот епископ, будучи обезглавлен, нес свою голову в руках от Парижа до самого аббатства, носящего его имя. Впоследствии на всех тех местах, где этот святой останавливался по дороге, были воздвигнуты кресты. Кардинал Полиньяк, передавая эту историю маркизе дю *** добавил, что Денису стоило труда нести свою голову только до первой остановки; на что означенная дама ему ответила: «Конечно в подобных делах только первый шаг и труден““ (Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести. М., 1971. С. 244).

Возвращаясь к этой теме еще раз, Вольтер в тех же „Объяснениях“ добавляет: „Этот Денис, патрон Франции, — святой в духе монахов. Он никогда не бывал в Галлии. См. легенду о нем в «Вопросах по поводу „Энциклопедии““ под словом «Денис»: вы узнаете, что сперва он был рукоположен в епископы афинские святым Павлом; что он отправился навестить деву Марию и приветствовал ее по случаю смерти ее сына; что затем он покинул епископство афинское ради парижского; что его повесили и что с высоты своей виселицы он весьма красноречиво проповедовал; что ему отрубили голову, дабы он замолчал; что он взял голову в руки и лобызал ее по дороге, идя основывать аббатство своего имени в миле от Парижа» (Там же. С. 245).

В тексте „Орлеанской девственницы“ (Песнь 11) святой Георгий, патрон Англии, понося святого Дионисия, покровителя Франции, так излагает соответствующий эпизод из его жития:
Уже твоя трясучая башка
С убогих плеч однажды отлетела;
Ее вторично отделить от тела
Не постесняется моя рука;
Достойный пастырь воровского края,
Которому ты милости творишь,
Снеси ее еще разок в Париж,
Держа в руках и нежно лобызая.
(Там же. С. 145).

Несмотря на сходство некоторых мотивов жития св. Дионисия и жития Меркурия Смоленского (память 24 ноября ст. ст.), сказанное в „Братьях Карамазовых“ к православному святому отношения не имеет.

http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Hq_r3x1rgS0J:rutlib.com/book/14788/p/179+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

***
Однако, православные тексты:

Повесть о Меркурии Смоленском:
Та же предста Меркурию прекрасен воинъ. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видѣвше такое, удивляющеся Божию строению. И дошед врат Мологинских, ту же вышла по воду нѣкая дѣвица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелѣпо бранити. Онъ же в тѣхъ вратех возлеже и предастъ честне душю свою Господеви, конь же той невидим бысть от него.
«Предстал пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую — поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели это, поражаясь божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девушка по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег возле этих ворот и достойно отдал душу свою господу, конь же в мгновенье исчез от него».
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4959

Повесть о Меркурии Смоленском дошла до нас в значительном количестве списков (около 80). Чаще всего она встречается в составе Миней четиих. Самые ранние списки Минейной редакции датируются 30—50-ми гг. XVI в.

Интересно, что об этом пишут смоленские школьники в своих сочинениях?
http://websprav.admin-smolensk.ru/history/mercury/index.htm

***
Житие Дионисия Ареопагита перевел Максим Грек (но про целование главы там все же нет).

С головой ходит также мученик Иоанн Казанский.
Мученик Мина после казни поднял свою отрубленную голову и ушел с ней в пещеру.
Мученик Корнилий своей отрубленной головой донимал царя Ивана Грозного
То же повествует житие первого сербского святого Иоанна-Владимира

"По преданию, святой поднял свою отрубленную главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года"
http://diak-kuraev.livejournal.com/1342620.html

(Владислав, помрачен умом, узе мач и отсече главу светом мученику. Светитељ пак узе главу своју рукама својим, па уседе на коња и одјури поменутој цркви. И кад стиже цркви сјаха с коња и рече: У руке Твоје, Господе, предајем дух мој! А убица се посрами и уплаши од таквог преславног чуда, па побеже са својима. И тако блажени Јован Владимир прими венац мученички и промени царство земаљско за Царство Небеско, 22. маја 1015. године".

Литература по теме:

Гудзий Н. К. Мотив усеченной головы в татарской легенде об Азисе // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1967. № 56. С. 98—103 file:///C:/Users/A4F7~1/AppData/Local/Temp/ITUAK_56.pdf

Плюханова М. Б. Символ "усеченная глава" и мотив "хождение с головой в руке" в московской словесности // Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства.


***

И еще:
Преподобный Филофей был родом из Малой Азии, области Вифинии. Селение, в котором проживал святой, называлось Мравино или Муравьево (в переводе с греческого «Мирмикс», – значит муравей; отсюда – Муравьево, или Мравино).

Когда прошел год после его кончины, и верующие хотели перенести его мощи на другое место, тогда святой, как бы живой, протянул руки и, взяв за плечи двух иереев, которые несли его тело, встал и сделал три шага. Его снова положили на том же месте, где его святые мощи стали источать обильное миро.

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_rostov/sentjabr/txt61.html

Ένα χρόνο μετά την κοίμησή του, μετετέθη το ιερό λείψανο του σε κάποιο άλλο τόπο και έγινε το εξής θαύμα. Σαν να ήταν ζωντανός, άπλωσε τα δυο του χέρια και έπιασε από τους ώμους τους δυο Ιερείς που είχαν πάει να κάνουν την μετάθεση και σηκώθηκε όρθιος. Αφού περπάτησε τρία βήματα ξάπλωσε στον σημείο εκείνο που βρίσκεται το λείψανό του μέχρι και σήμερα, από το οποίο να σημειώσουμε ότι αναβλύζει και μύρο.

http://www.saint.gr/2434/saint.aspx

см. также историю про Иоанна Казанского

https://diak-kuraev.livejournal.com/2391643.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →