диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Сегодня в МК. часть 2

НАЧАЛО ТУТ http://diak-kuraev.livejournal.com/1595548.html

- Задумывались ли вы когда-нибудь о смене юрисдикции - переходе в другую церковь или даже иную конфессию?
- Мне неоднократно приходили предложения "сменить прописку". Но нет, не дождетесь. Я не мальчик, чтобы верить в синюю птицу, в то, что где-то существует чистое небесное православие, в котором нет наших проблем. Это не так. Все, как говорится, украдено до нас. Все буратинки выструганы из кривой осинки.

- Надеетесь, что что-то изменится здесь?
- Бог есть, а, значит, есть и право на надежду. Но понятно, что произойдет это не при нынешнем патриархе. Когда меня спрашивают, что я буду делать, если меня лишат сана, я отвечаю, что запишусь в фитнес-клуб. Чтобы дожить до следующего патриарха и подать апелляцию.

- Времена нынче горячие, отец Андрей. Тех, кто плывет против течения, нынче сплошь и рядом метят зеленкой, и это еще, пожалуй, самый гуманный вариант расплаты за "непослушание". А для вас актуальна тема безопасности?
- Угрозы я слышу часто. Ко мне в блог постоянно заходят люди, которые делятся своими мечтами о том, как бы они хотели "начистить мне морду" или устроить что-то посерьезнее. А какое-то время назад знакомые фээсбэшники сообщили мне, что я уже настолько достал некоторых товарищей из гей-лобби, что они готовы сброситься и нанять киллера. Речь идет не о самих гомоепископах, а о людях второго плана, которые к этим иерархам приближены. Они тоже желают возвышения, но считают, что мои публикации повредили их карьере и что я должен за это понести наказание.

- Ну и какие мысли у вас рождает эта информация?
- Я в Бога верю.

- Делай, что должно, и будь, что будет?
- Знаете, в последнее время я часто вспоминаю анекдот из жизни Рублевки. Представьте себе Рублевское шоссе: дорогущие новые дома, чередующиеся с хибарами старых жителей, которых еще не успели оттуда выгнать. И одна бабушка-старожилка пробует перейти дорогу. Это ей, увы, не удается: старушку сбивает какой-то крутой "Мерседес". Ну, а дальше начинается "гармошка": в "Мерседес" врезается "Ламборджини", в "Ламборджини" - "Мазератти", в "Мазератти" - "Феррари", в "Феррари" - "Роллс-Ройс"... Из "Роллс-Ройса" выходит новый русский, закуривает сигаретку, смотрит на эту груду искореженного дорогущего железа и говорит: "Да, красиво бабка ушла..."

- Сомнительная вообще-то красота.
- Хорошо, замените бабушку образом солдата, бросающегося с гранатой под танк… Не, для меня это слишком высокое сравнение... Пусть лучше останется бабушка.

- Довольно многие наши сограждане, испытующие проблемы с безопасностью, решают их путем уезда из страны. Например, в ту же любимую вами Прагу. Не рассматриваете такой вариант?
- Нет, не рассматриваю. Мне очень дороги слова Евтушенко: "Дай Бог поменьше рваных ран, когда идет большая драка. Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако..." Мы подошли, между прочим, к теме моей мечты. Моя мечта - собрать и издать антологию "Молитвы советских атеистов". Это же очень интересный феномен, когда в атеистической стране вдруг появляется вот эта молитва Евтушенко, молитва Окуджавы («Господи, мой Боже, зеленоглазый мой…»), «Молитва верующего безбожника» Александра Зиновьева, молитвы афганских ветеранов... Таких молитв было много.

- Отразился ли, кстати, ваш конфликт с Патриархией на вашей писательской деятельности? Книги издаются?
- Книги издаются, но уже не церковными издательствами. Ничего страшного: спрос есть. Важно понимать, что у меня нет личной обиды на патриарха, мне он ничем не навредил. Да, я больше не езжу с лекциями по епархиям. Но эти поездки и так бы прекратились. Жизнь в самолетах и в гостиницах - это уже не для меня. Состояние здоровья и просто общая усталость заставляют менять образ жизни на более оседлый.

Не повергает меня в трепет и угроза лишения сана. Есть в жизни вещи, которые крайне ценны для одного человека и менее ценны для другого. Обычные церковно-карьерные службисты это люди, которые растворились в своем статусе, неотделимы от него. Все их социальные бонусы прилагаются к их "погонам", их положению в церковной иерархии. Ты тот, каков твой сан. Если содрать с них лампасы и пустить голыми в прерии, они мало кому будут интересны. По этой, а отнюдь не только благочестиво-мистической причине, они так дорожат священным саном.

Они думают, что и я должен этим дорожить столь же безусловно. Но я происхожу из другого мира. Мира, в котором пойти после МГУ в кочегары или вахтеры совсем не постыдно.

К тому же и сан мой невелик. Я диакон, а не священник, не совершаю таинств. Дьяконское служение - сказать: "Паки и паки, миром Господу помолимся". Видеть именно в этом смысл своей жизни, честное слово, странно. Конечно, буду жалеть, если закроется возможность служения. Но это не конец моего мира. Не самая страшная из угроз. В крайнем случае я стану в чем-то подобен когорте людей, которые со времен юности были для меня путеводными звездами - те, кого называют русскими религиозными философами. Русскую религиозную мысль, напомню, будили, создавали и обогащали люди, не получавшие зарплаты в Синоде: Чаадаев, Гоголь, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Киреевский, Бердяев, Франк, Карсавин, Лосский, Лосев, Аверинцев... Да и те, что носили рясы - как, например, отец Павел Флоренский или отец Сергей Булгаков, - не были своими в поповском мире. Больших должностей они не получали, и от коллег-сослужителей чаще получали порицания, чем награды.
Пойти путем этих людей не зазорно. Я это уже говорил и повторю вновь: патриарх три года назад сделал мне роскошный подарок - подарил свободу. Свободу совести. Не говоря уже о свободном времени. За вычетом, правда, этого сорокоуста :).

За церковь, да, очень обидно. Обидно за то, что мы общими усилиями сделали с Евангелием. Как писал Губерман, "есть люди, их ужасно много, чьи жизни преданы тому, чтоб обосрать идею Бога своим служением Ему". Один из авторов XIX века (Кьеркегор?) сказал очень верную мысль: в прошлые столетья христианство бывало разным; оно бывало любящим, бывало героическим, бывало гонящим, бывало страшным. Но только нашему времени удалось сделать христианство скучным. Я не хочу солидаризоваться со скукой.

- Да, без вас Русская православная церковь была бы, конечно, намного более скучной.
- Поэтому и говорю: именно в своем колючем статусе я нужен официальной церкви. По-хорошему Патриархия вообще должна приставить ко мне охрану и сдувать пылинки. В каком-то смысле я сегодня их ходячая реклама. Потому что в ответ на умножающиеся обвинения в том, что Патриархия деградировала до уровня тоталитарной секты, можно показать на меня пальцем и сказать: «Да вы что? Вон Кураев, он себе такое позволяет... Но патриарх его не трогает!».

Андрей КАМАКИН
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →