диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Как пишутся Жития

Итог:
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские жили в XVI веке. Они были иноками Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в то время, когда игуменом обители был святой Филипп (впоследствии митрополит Московский). Под руководством святого Филиппа преподобные Иоанн и Лонгин совершали подвиг строгого поста и молитвы, во всем исполняли волю игумена и постепенно возрастали в духовной жизни.

В 1561 году преподобные Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути на Белом море их застигла буря, судно было разбито, и святые Иоанн и Лонгин утонули. Через некоторое время тела святых были обретены нетленными в 120 верстах от обители, в устье реки Сосновки, и были положены в часовне во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Яренге. Вскоре чудесные знамения подтвердили святость преподобных Иоанна и Лонгина, у честных мощей которых больные получали исцеления. Со временем на месте погребения святых иноков возник монастырь.

В 1625 году инок Яренгской обители Илия Телов сообщил Святейшему Патриарху Филарету о чудесах, происходивших у гробницы святых Иоанна и Лонгина. Свидетельства о чудесных исцелениях были тщательно исследованы и подтверждены. 2 июля 1638 года святые мощи были перенесены в новосооруженный храм обители. В честь этого события память святым Иоанну и Лонгину Яренгским была установлена 3 июля.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4145.htm


Источники:
http://www.pravenc.ru/text/471222.html

ИОАНН И ЛОНГИН
оба святых погибли близ с. Яреньга (Яренга, совр. Приморский р-н Архангельской обл.)).
Рассказ о явлении мощей И. и Л. содержится в «Сказании вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов». По наблюдениям Л. А. Дмитриева, «Сказание...» известно в 4 редакциях, составлявшихся в XVI-XVII вв.

Первая редакция была создана не ранее 1625 г. на основе текста об И. и о Л., написанного в 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. священником яренгской Никольской ц. Варлаамом, который был участником открытия и перенесения мощей И. Записи свящ. Варлаама, лишенные хронологической последовательности, в виде тетрадей хранились при Никольской ц. и дополнялись описаниями чудес, совершавшихся по молитвам к И. и Л. Рассказ о Л., созданный по образцу записей об И., возник вскоре после составления свящ. Варлаамом повествования о явлении св. останков И. После того как мощи Л. были перенесены в Яреньгу, чудотворения стали связывать с обоими святыми.

В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре, утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. № 452. Л. 313 об., кон. XVII в.).

В Соловецком летописце И. и Л. отождествлены с «бельцами», к-рые в 1561 г. (что не согласуется с сообщением «Сказания...» о явлении мощей И. в 1544), выполняя монастырское послушание, перевозили вместе с преподобными Вассианом и Ионой Пертоминскими известь на карбасе из устья р. Двины; попавшее в сильный шторм судно утонуло (Досифей (Немчинов). 1847. С. 29-30).

По-видимому, предание о связи И. и Л. с Соловецким монастырем возникло в Соловецкой обители и не соответствовало действительности. В 1638 г. священник яренгской Никольской ц. Дионисий Телов, в челобитной патриарху жаловавшийся «на насилия» Соловецкого мон-ря из-за владения Яреньгой, писал, что соловецкие монахи назвали И. и Л. своими трудниками «облыжно» (ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 12).

В 1-й редакции «Сказания...» явление мощей И. отнесено к весне 1544 г. (в нек-рых списках ошибочно указан 1574). Рассказывается о том, что «старожилцы» с. Яреньга Семен Подлешей, Козма Тонкой и Иван Суровец на берегу р. Сярты нашли останки некоего человека, утонувшего в море, и похоронили его в срубе. После этого святой стал являться местным жителям, называл себя Иоанном и излечивал от тяжелых болезней. Жительница Яреньги, хотевшая по незнанию сесть на могилу святого, была отброшена от нее.

Спустя нек-рое время после перенесения мощей И. неподалеку от Яреньги, в с. Уна, были обретены мощи Л. «Торговый человек» Яков Соколяков, собираясь искупаться в р. Сосновке, сел на могилу Л., за что был наказан. Л., явившись Якову, повелел, чтобы тот вместе с унским свящ. Петром перенес мощи святого в Яреньгу к Никольскому храму.

После перенесения мощей возросло почитание святых. По молитвам к И. и Л. совершались многочисленные исцеления жителей Яреньги и Двинского края, преимущественно бесноватых, мореплаватели получали помощь во время штормов на Белом м. (9 июля 1622 были избавлены от гибели плывшие на Соловки богомольцы).

В нач. XVII в. при Никольской ц. был создан мон-рь.

В 1635 г. Яренгский монастырь был приписан к Соловецкой обители. 3 июля 1638 г. состоялось торжественное перенесение мощей И. и Л. из часовни при Никольской ц. в новопостроенный в Яреньге шатровый однокупольный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Крестный ход возглавил игум. Соловецкого мон-ря Варфоломей. Сергий (Шелонин), соборный старец Соловецкого мон-ря, находившийся рядом с игум. Варфоломеем, подробно описал увиденное и засвидетельствовал нетленность мощей И.: «Яко жива до пояса плоть, а от пояса и до ног токмо кости неразрушими. А саван и покров яко вчера положен, токмо пожолте. Глава же святаго от телесе отлучися, но саваном держася неотлучена, шеи часть земли отдала, лице же святаго цело и невредимо, токмо пожолте, яко воск, власы же его ко главе и к лицу присхли беша» (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 292. Л. 169 об.-170). Мощи И., от к-рых исходило благоухание, были помещены в новую раку. При освидетельствовании мощей Л. обнаружилось, что они высыпались из ветхого гроба и смешались с землей, их собрали и завернули в бересту. Сначала игум. Варфоломей повелел предать св. останки Л. земле. Однако, вняв просьбам находившихся с ним священников, игумен повелел мощи Л. положить в раку. Как записал Сергий (Шелонин), «мощы же святаго Логина не токмо не истлеша, но и зубы его из главныя кости не испадоша» (Там же. Л. 172).

В июне 1691 г. Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, послал патриарху Адриану службу И. и Л. с описанием чудес от мощей святых и просил разрешения канонизировать Божиих угодников и перенести их мощи в новопостроенный Преображенский собор в Холмогорах. Однако патриарх Адриан ответил, что писание об И. и о Л. «правде слагается мало», подверг сомнению нетленность мощей и принадлежность этих мощей И. и Л. (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 430-431).

Общецерковная канонизация И. и Л. совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых (известен с 1831, празд. возобновлено в 1981), в Собор Карельских святых, празднование к-рому установлено в 1974 г., и в Собор Соловецких святых, празднование к-рому установлено в 1993 г.

В «Главной описи церковного и ризничного имущества Николаевской и Зосимо-Савватиевской церквей Яренгского прихода Архангельского уезда» за 1903 г. отмечено несколько икон И. и Л., в частности: «...на южной стене образ св. праведного Иоанна, писанный в Соловецком монастыре по указанию самого святого по прошествии 73 лет по его блаженной кончине в морских волнах».


***
То есть: не иноки, не вместе, погибли порознь; о жизни неизвестно просто ничего...

Это типичная "народная канонизация" (как и современная им история с отроком Артемием Веркольским). Иерархи какое-то время недоумевали и сопротивлялись, но в конце концов сдались. Но в итоге написали свою историю про "святых послушников". Потому что монополия на святость должна быть у монахов.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →