диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Прототип мексиканских сериалов: Как Андрей Критский своего отца убил

церковно-славянский текст Жития Андрея Критского тут:
http://old-ru.ru/07-67.html

Перевод:
Был град Крит и в том граде был некий купец Поуливач. Шел он из спальни своей и услышал купец двух голубей, говорящих между собою: "Будет у господина нашего радость и жена родит ему сына, и нарекут ему имя Андрей. Но ребенок убьет отца своего, а матерь свою себе в жену возьмет, и триста девиц монахинь растлит блудом". А был монастырь от града того около тридцати поприщ. И услышав это купец, удивился о разговоре птиц тех. И он заповедал жене, если родится ребенок — умертвить его. И как приспело время рождению его, жена убоялась суда Божьего и смерти ребенка не предала, нарушив заповедь господина своего. А теща все рассказала сыну своему. Мать ребенка привела иерея для крещения и нарекли имя ему Андрей. А муж повелел перерезать живот ребенка поперек ножом и положить его на дощечку, перевязав поясом, и пустить его по морю. И жена сделала так как повелела теща. По повелению же Божию восстали волны морские и принесли его к монастырю девичьему, который назывался Купина, от града того тридцать поприщ. И стала дощечка у берега против монастыря. И вышла из того монастыря монахиня воды почерпнуть и увидела младенца, лежащего на дощечке, мужеского пола едва дышащего и еле голос подающего. Эта монахиня рассказала обо всем игуменье.
Игуменья повелела ударить в била. И собрались все монахини числом триста. И пошли посмотреть отрока и увидели утробу его разрезанной. И сказала игуменья к монахиням своим:" О дивное чудо, сестры! Откуда этого младенца море принесло к нашей обители?" Они же считая что это чудо Богородицы, сказали игуменье: "Мы не знаем, госпожа, этого ребенка, и если он вырастет мы не растлимся. И сказала игуменья: Бог изволил, так и будет". Взяла его игуменья и велела зашить его утробу. И вскормили его от козлиного молока и выкормили его до девяти лет. И отдали его некой монахине на обучение грамоте. Отроку уже было пятнадцать лет и вложил в его ум старый ненавистник рода христианского мысль злую — начал отрок тот одну за другой девицу и монахиню осквернять блудом — одну силою, другую — любовью совращая. Улучил он время и с игуменьей блуд сотворить. Игуменья же видя свое беззаконие собрала всех сестер и начала перед ними каяться о грехе своем. И сказали монахини: не рады мы этому греху. И поклонилась игуменья до земли. И сестры сказали игуменье: и нас отрок растлил, кого силою, а кого — любовью. И начали все плакать.
И сказала игуменья: меня он изнасиловал, прельстив меня многими причинами: рассказывал мне как многие люди падали во грехе, мытари, блудники и все, кто падали от века. Когда я услышала об этом, ослабло тело мое (когда она услышала, как он ловко перечислял, как люди растлеваются).
И сказали: покаянием и слезами, милостынею будем спасаться. И пали на землю и много часов лежали, и прощения просили друг у друга со слезами, а отрока из монастыря выгнали, закрыли твердо монастырские ворота, чтобы мужеского пола больше никто не входил. Отрок тот Андрей пошел во град Крит и не узнал отца своего и нанялся ему сторожить виноградник. Отец дал ему наказ — если кого увидишь идущим в виноградник мой, в день или ночь — стреляй его до смерти. И так отрок стал сторожить виноградник у господина своего. И сказал господин его: пойду в виноградник мой, искушу сторожа моего. И пришел в полночь к виноградным вратам. И увидел отрок тот, взял лук и убил отца своего до смерти, думая, что пришел вор. И увидел отрок, что это его господин, убоялся, пошел и зарыл его под яблоней, и рассказал госпоже своей. И госпожа мало плакавши, погребла его. И через малое время, восхотел отрок тот принять в жены госпожу свою. И сочетались они, веселясь браком. И возлегли на одре спасти и схватила его жена за чрево, а на чреве у него — шрам. И сказала госпожа: "Откуда у тебя этот шрам?" И он рассказал по порядку: "Вот, госпожа, от детства своего сотворилось надо мною… она же возопила гласом великим с плачем: не жена твоя есть, но — мать твоя! Ты, любимый мой сын Андрей, отца своего убил!" И вскочил с постели Андрей и вскричал: "О горе мне, окаянному! Через закон согрешил я хуже всех людей".
И послала мать его в город Крит искать отца своего духовного исповедать ему все свои согрешения. Иерей же не простил его за его многие согрешения. Андрей же убил того отца духовного кадилом до смерти и вышел из церкви тайно. И пришел к другому отцу и все согрешения ему исповедал. Иерей же его не простил: не подобает нам разрешать таких людей. И сказал Андрей: "Сказал Христос: придите в мире принять грешных на покаяние, ты же, священник, не хочет простить меня во грехах моих. Сказано в Евангелии: если свяжите на земле, будет связано и на небесах, а если разрешите на земле, будет разрешено и на небесах. Ты же, священник, не хочешь простить меня во грехах мои". Священник же сказал: "Не хочу такого греха носить на себе и нет такому прощения". И этого священника убил Андрей. Тогда он пришел к третьему священнику и тот священник не простил его за многие грехи. Андрей же и третьего священника убил церковным замком до смерти. И сказал Андрей: "Пойду в горд Крит, там есть епископ, тот прозорлив, он примет мое покаяние, и простит меня, потому что богобоязнен. А если не простит, пойду в дальнюю страну к царю Арду, воздвигну великую рать и этот город Крит сожгу, людей в плен возьму и епископа убью. Благ и Человеколюбец Бог, не хочет смерти грешникам, ожидая их на покаяние".
И пришел Андрей в город Крит и поклонился епископу. Епископ же принял его, и повелел искать мать Андрея. И увидев в покаянии Андрея мужество, что он может быть сосудом Божиим, начал спрашивать его наедине. Андрей исповедовал его свои согрешения. Епископ убоялся суда Божия и смерти и послал его к матери своей. Пришел Андрей с матерью своей к епископу. Епископ поучив духовно, отпустил их. И повелел епископ выкопать погреб трехсаженный, а в ширину полсажени. Призвал епископ Андрея с матерью и повелел им взять чернила и бумагу. И когда Андрей вошел в этот погреб, епископ повелел железным замком закрыть его и запечатать его в этом погребе. И сказал ему: "Сиди здесь 30 лет. И как наполнится этот погреб землею, и станет земля поверх этого погреба, тогда будет прощение твоим грехам". А матери его ноздри разрезал и замкнул замком, а ключ выкинул в море. И имение ее раздал нищим. И повелел ей по миру ходить и Господа Бога Спаса нашего славить и милости просить о своем согрешении. И сказал епископ: "Когда прощена будешь, тогда и ключ найдется".
Андрей же, пребывая в погребе, молился о своем согрешении и корил себя. И сложил КАНОН, который поется в Великий пост, в пятую неделю в четверток. И достиг тридцатого года. И пришла та жена, у которой был замок на ее ноздрях. И спрашивали у нее: "Отчего у тебя замок в носу?" Она покаялась им всем. И повелел епископ купить рыбу на торгу. И вспороли той рыбе живот и выпал из нее ключ. Показал тот ключ епископу и приложил к замку тому. И повелел епископ Андрееву мать постричь в иноческий чин. И пришел епископ со всем собором Андрею в погреб. Андрей сидел на верху погреба, дописывая девятую песнь канона. И тогда епископ Критский восхвалил Бога нашего Иисуса Христа, как сподобился Андрей принять прощение грехов своих. И постриг Андрея в иноческий чин. И принес канон тот, что сложил Андрей, в церковь и прочел его всем людям вслух и на каждом тропаре поклоны всем повелел положить. И призвал Андрея к себе и сказал: дитя мое, прости меня в этом веке и в будущем и будь, брат мой, в монастыре три дня, на четвертый день приди и погреби тело мое грешное. И разболелся епископ в третий день и отошел ко Господу. Андрей похоронил епископа в церкви Спасовой. Изволил Бог Андрею быть в граде Крите епископом 30 лет. Богоугодно пожил, постом, молитвою и милостыней, слезами и Бога умолил, и многие церкви построил и многих людей привлек ко спасению. И преставился в вечную жизнь в Господе Иисусе Христе нашем, ему же слава честь и поклонение во веки веков. Аминь"

http://zamorin.livejournal.com/570398.html

В рукописной традиции встречаются разные варианты заглавия Повести:
«Слово святого Андрея, епископа Крицкаго»; «Месяца июля в 4 день. Житие иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критского»; «Слово на память иже во святых отца нашего Андрея Критскаго»; «Месяца июля в 4 день иже во святых отца нашего Андрея Критскаго слово о рождении и о житии его»; «Слово о Андрее Критском в четверток 5 недели Великого поста»; «Чюдо... Андрея Критцкаго от рождества его и до смерти»; «Слово святого Андрея Критцкаго чюдотворца»; «Житие святаго Андрея Критского, како уби отца и взя за себя матер»; «Сказание о Андрее Критском, како отца своего убил, а мати свою себе взял».

По классификации В. Я. Проппа, Повесть представляет собой особый тип инцестуального сюжета, наиболее полный и близкий Эдипу (Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. С. 260). В отличие от других повестей о кровосмесителе появляется не ранее XVI в. (так датируется древнейший список Повести — ЦНБ АН УССР, ДА/17.581) и только у восточных славян.

Повесть активно переписывалась до сер. XIX в. — в настоящее время выявлено 47 списков.

Краткая редакция — лаконичное, сухое, почти конспективное повествование — в жанровом отношении близка к религиозной легенде. Возникла она в результате осложнения сюжетной схемы Сказания Иеронима мотивами Повести о папе Григории и сюжетами о кающемся разбойнике — «Разбойник Мадей» и «Два великих грешника» (см. статью Н. К. Гудзия) и была затем приурочена к имени византийского церковного писателя VII—VIII вв. Андрея, архиепископа Критского, под влиянием мотивов его самого известного творения — Великого покаянного канона.

Вероятно, именно исповедь безымянного грешника (многие мотивы которой перекликаются к тому же с эпизодами религиозной легенды) — героя канона, отождествленного с его автором, — послужила отправным толчком к созданию апокрифической биографии Андрея Критского. В дальнейшем к тексту Великого канона неоднократно обращаются создатели последующих редакций Повести

Отсутствие в тексте легенды иностранных реалий или варваризмов, неясное представление ее создателя о месте действия Повести (отсюда появление мифического «града Крита»), явственно ощутимый в Повести сказочный элемент придают убедительность гипотезе Н. К. Гудзия о русском происхождении произведения (Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // Русский Филологический Вестник. Варшава, 1915. № 1).

http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3079

Цензурный вариант жития для чадушек Московской патриархии:

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии - нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life4153.htm
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пять лет калужскому иеромонаху-педофилу

    Начало истории год назад: https://credo.press/221733/ 12 ноября 2019 года суд приговорил иеромонаха Никона (Харькова) к пяти годам.

  • Два Рождества

    Владимир Легойда вслед за СПЖ в своем телеграмме укоряет: "ПЦУ оказалась столь гибкой организацией, что не прочь праздновать Рождество дважды: по…

  • Тютчев и молчание

    Строка из тютчевского Silentium'а Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои известна всем. Эта формула принадлежит св. Бруно — основателю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →