диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Мое преполовение

Сегодня отслужил 20 Литургию своего сорокауста.

***
Самый известный епитимийный сорокауст в истории РПЦ был со святым Макарием Глухаревым:

Борясь за перевод Писания на русский язык, он направил письмо царю, минуя Синод. В этом письме он связывал стихийные и общественные катастрофы с грехом тех, кто отдалял Библию от народа. «Неужели Слово Божие в облачениях славянской буквы перестает быть Словом Божиим в одеянии российского наречия?».

Определением Синода от 11 апреля 1841 года на архимандрита Макария за его упорство и "гордыню" была наложена епитимья: «Назначить ему при доме томского преосвященного епитимью сроком от трех до шести недель, по усмотрению преосвященного, чтобы молитвой с поклонами он очистил свою совесть».

Томский епископ Афанасий (Соколов) устроил ему вполне «благосклонный и братолюбивый прием». Но епитимью наложил: 40 дней служить литургию.

Соответственно, в конце 1841 – начале 1842 года архимандрит Макарий несколько недель отбывал епитимью в архиерейской домовой церкви, что сам преподобный Макарий, и так старавшийся служить как можно чаще, воспринял как благодеяние.

Митрополит Филарет после этой истории обратил внимание на о. Макария и написал ему подробный ответ, суть которого сводилась к одному тезису: еще не время.

Через год отец Макарий получил еще одну епитимью за попытки издать «Алфавит Библии», где выдержки из Священного Писания приведены в русском переводе.

В послужном списке Макария отмечено так: «В конце 1841 и в начале 1842 года проходил... сорокадневную очистительную епитимию, по случаю представления правительству мыслей и желаний своих в рассуждении полной Библии на российском языке в переводе с оригиналов».

***
Известный путешественник-мемуарист, А.Н. Муравьев:
«На другой день, говорил он, я, по условию, побывал сначала у Митрополита Киевского, а вечером мы были у Владыки Московского на Троицком. Вы хорошо припомните (было обращение ко мне) и ту комнату, в которой обыкновенно принимал для беседы Московский Митрополит. Митрополит Киевский и отчасти я наскоро передали все, бывшее накануне у Митр. Серафима. Хозяин выслушивал все как-бы дипломатически. Но не успели собеседники начать свои рассуждения, как (буквально сказать) ворвался в комнату о. Архимандрит Алтайский Макарий. Как бы по чутью догадываясь, или, вероятнее, как человек с своей idee fixe… он едва только успел принять благословение от Иерархов, прямо сам начала речь о своем предмете. Итак, что же? Доколе же будет еще продолжаться… кажется сказал: «общее затмение умов» ?! – говорю «кажется» потому, что внезапностью и своими вольными приемами А. Макарий действительно озадачил нас, кроме разве Митрополита Московского, которому подобные приемы, очевидно, были уже известны , и который тут же несколько, как говорится, осадил его. Но после нескольких минут спокойного собеседования, архимандрит Макарий снова вошел в свою роль, и даже резче, чем в начале. Он соскочил, бросился на колени пред образами и, воздевши руки, пошел и пошел причитывать… И чего тут не было наговорено – и все страшно обличающим и угрожающим карами Небесными языком и тоном, не взирая на присутствие двух Первосвятителей, хотя и в домашней беседе?! При этом А.Н. высказал несколько выражений Арх. Макария, напр. «Что на седалище Моисеевом восседоша снова те, которые, имея ключи царствия, и сами не входят и других воспрещают, и что даже самые бедствия, постигшие Петербург (наводнение, пожар зимнего дворца) и всю Россию – холера (1830 г.) были явным знамением кары Божией за прекращение перевода и издании Библии на Русском языке. Впрочем, говорил А.Н., все говоренное Арх. Макарием было, очевидно, не под влиянием экстаза, или вдохновенья, как он хотел это представить, а по готовому, затверженному. Он, как стало известно вскоре же, в своем донесении Св. Синоду, при представлении исправленного им перевода, написал именно в роде сказанного . Сцена эта наконец закрылась. Возможно успокоивши арх. Макария, то тот, то другой Митрополит говорили ему кротко и внушительно, и он, склонив голову, был яко глух и нем, посматривая с изредка по преимуществу на Филарета Киевского, более всего говорившего. Когда же последний кротко, любовно сказал Макарию: Не прогневайся отец, если я припомню тебе слова, которые не шли к тому, кому они были сказаны, а к тебе пожалуй идут… и произнес по Греческому тексту из Деяний Апостольских: «Μαίνη; - τά πολλά σε γράϻϻατα εὶς ϻανίαν περιτρέπει » . Лишь только произнес эти слова Филарет Киевский, арх. Макарий, сделав какой-то двусмысленный поклон, молча в ту же секунду выскочил. После этого, оба Владыки взаимно объяснились относительно всего высказанного накануне Митрополитом Серафимом; причем Киевский вспомянул братски Московскому и о бывших во времена оны, неприятностях для последнего по поводу как бывшего перевода Библейского Общества так и его Катехизисов.

***
Я не святой. Но служить Литургии мне тоже радостно. Вот только потом не хватает сил на работу над книгой. Епитимья о. Макария приблизила его к библиотеке, а в моем случае она, скорее, отрывает меня от моей библиотеки (более богатой, чем монастырская).


... Сегодня получил денежный перевод с подписью "от прихожан Новоспасского монастыря" :)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Война в 18 веке

    Вчерашняя встреча в Петербурге началась с упоминания о Полтавской битве. Поэтому сегодня в фб мое внимание привлек вот этот текст: (Сразу скажу, что…

  • Наш донатизм

    В самом начале 90х РПЦЗ заявила, что признает таинства только у тех священников Моспатриархии что живут в благочестии и не сотрудничали с КГБ. Мы…

  • О грехе долгожительства

    Патриарх Кирилл в проповеди по случаю 90-летнего юбилея митр. Никодима: "Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →