диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Скоропослушница или Грозносмиряющая?

В 1664 году икона помещалась в специально для неё устроенной нише, находящейся на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезную. Однажды трапезарь по имени Нил проходил ночью мимо иконы и так близко приблизился к ней, что копоть от зажжённого светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос, произнёсший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа».

Нил успокоил себя, подумав что кто-то подшучивает над ним из братии и продолжил намеренно коптить её лик. Тогда он снова услышал глас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего Нил моментально ослеп. И только тогда он понял, от кого действительно исходил неведомый глас, но, будучи монахом, воспринял наказание как должное ему.

Утром братия монастыря нашла Нила распростёртым и молящимся перед образом. Иконе воздали поклонение, зажгли лампаду. Сам же нерадивый Нил каждый день слёзно молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы. Через некоторое время его молитва была услышана, и в один из дней, когда он тихо плакал у иконы, послышался тихий голос:

Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое.

После этих слов Нил прозрел, и весть о его излечении моментально разошлась по Афону. В Дохиарском монастыре установилось особое и постоянное чествование, для чего проход в трапезную, у входа в которую размещалась икона, был закрыт, и было установлено подобие часовни.

***

Греч. - Γοργοϋπηκόος

ϋπηκόος может означать внемлющий и покорный, поданный

а вот Γοργο - это grim, fierce, terrible

http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.04.0057%3Aentry%3Dgorgo%2Fs

в греч. текстах встречается и написание
Γοργοεπήκοος


Двусмысленность этого именования поначалу хорошо понималась. В "Стихах" этой иконе говорится - "монаси, видевше таковое ужасное и страшное пренепорочныя девы теплое защищение". "Монах той со страхом...". А сама Дева говорит весьма властно и грозно: "Аз есмь владычица мати Слова, крепость и ограждение, покров же и окормительница священныя сия обители".

(текст у Порфирия с. 282).
Напомню, кормчий и окормительница не от "кормить". По гречески это кибер - управлять.


***
"Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита".
http://www.pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-skoroposlushnica/

И опять - архим. Порфирий (стр 81):

"Предание об образе как будто о древности 10 века НЕ МОГЛО и дойти. В Проскинитарии сего монастыря сказано, что по падении Кпля монастырь сей запустел и несколько времени был необитаем, так что сделался и развалиною. Дохиар был долго необитаем: а где нет жителей, там не слышатся и предания. Sapienti sat"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Война в 18 веке

    Вчерашняя встреча в Петербурге началась с упоминания о Полтавской битве. Поэтому сегодня в фб мое внимание привлек вот этот текст: (Сразу скажу, что…

  • Наш донатизм

    В самом начале 90х РПЦЗ заявила, что признает таинства только у тех священников Моспатриархии что живут в благочестии и не сотрудничали с КГБ. Мы…

  • О грехе долгожительства

    Патриарх Кирилл в проповеди по случаю 90-летнего юбилея митр. Никодима: "Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments