диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Афонский совет: в янычары по жребию

Афонского старца Иакова спрашивал христиане: надобно ли отдавать детей агарянскому царю. Преподобный отвечал им: если вы можете выкупать их деньгами, выкупайте; если нет, то собирайте их всех вместе, и кого из них укажет Бог, того пусть и берут.
архим. Порфирий Успенский с. 391.

***
Ранее из этой книги я выписал другой совет
http://diak-kuraev.livejournal.com/1591772.html

епископ Порфирий записал афонское предание:

В 18 веке жил на Афоне старец Акакий.

Православные тогда "смущались" присвоением ИНН, штрих-кодами и электронными документами. Ой, нет - всего лищь хараджем - мусульманским налогом, налагаемым на христиан.

Со своим смущением они пришли к старцу. Он помолился, и было ему видение: ангел показует ему райские селения и глаголет "Сии дворцы построены турками для христиан, платящих харадж, и христиане после смерти будут вечно жить в них, если будут законопослушны и получат свидетельство об уплате хараджа"

https://cloud.mail.ru/public/JJvP/v4dkkid6z стр. 360 (353)

Богато православное предание. Найдутся там авторитеты и примеры для обслуживания любой власти.


***
По поводу янычар напомню действия и судьбу св. патриарха Кпльского Геннадия Схолария

В 1454 году митрополиты, члены константинопольского синода, пошли к султану (!) Мехмеду, полтора года назад захватившему их город, с жалобой на патриарха Геннадия Схолария. Они обвиняли его за то, что он венчает маленьких детей, даже мальчиков, не достигших 12-летнего возраста.

Это было правдой и это было нарушением церковных канонов (для мальчика допустим брак с 14 лет). Но делал это патриарх ради того, чтобы сохранить этих детей для церкви. Дело в том, что ислам формально запрещает насильственное обращение в свою веру. Исключение – это дети. Их можно отбирать и воспитывать в верности пророку. Очевидное прекращение детства – это брак. Соответственно, когда в некое христианское село приезжали янычары и собирались какого-то мальчонку увезти и сделать подобным себе, жители села получали легальное право на протест: «Не смейте его брать! Он не мальчик, но муж! Смотрите – вот его жена на горшке сидит, а вот бумага от патриарха!».

(см. Рансимен С. Великая церковь в пленении. Спб., 2006, с. 192).
Tags: Истории церкви, Сергианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments