диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Вокруг Рублева

Сомнениям подвергнуто авторство Андрея Рублёва в написании икон Звенигородского чина («Архангел Михаил», «Христос Вседержитель», «Апостол Павел»), которые хранятся в Третьяковской галерее. Об этом сообщила прессе директор музея Зельфира Трегулова. По её словам, эксперты галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации пришли к выводу, что работы из этой серии принадлежат разным иконописцам.

Протодиакон Андрей Кураев в беседе с НСН назвал неудивительными сомнения экспертов. Для определения подлинного авторства путём сравнения, по его мнению, нужен будет бесспорный экземпляр кисти великого мастера.

«Андрей Рублёв — действительно очень загадочная личность. Проблема совсем не новая. Вопрос в том, как найти несомненный эталон рублёвской кисти, сопоставляя с которым, можно будет определить степень его участия в создании тех или иных работ», — заявил Кураев.

По его словам, русская школа иконописи допускала коллективное создание образа, которое не позволяет определить единственного автора работы.

«Эксперты прекрасно знают, что в бригадах русских иконописцев было разделение труда: был личник — тот, кто писал лики святых, подмастерье мог просто ставить фон, более способный ученик мог писать одежду или руки. Поэтому на какой-то иконе рублёвской кисти может принадлежать только самый значимый элемент — лик, либо глаза», — заметил протодиакон.

Что касается ценности икон, авторство которых попало под сомнение, собеседник НСН заверил, что для верующих людей это не самый важный критерий. Он заметил, что письменные источники указывают на бесспорную значимость имени Андрея Рублёва в истории русской иконописи.

«Конечно, для верующих не имеет значения, кто писал икону. Эти иконы всё равно прекрасны. Кроме того, есть свидетельства тех людей, которые видели его иконы в Средние века, и они считали их эталоном красоты и духовности. Именно поэтому, хоть мы не можем точно указать, где рублёвская икона, письменные источники говорят, что всё самое глубокое в русской иконописи связано с его именем. В любом случае, это не тот момент, когда надо встать на колени и молиться — “Преподобный Андрей, вразуми меня, верить экспертам или нет», — заключил Кураев.

В завершение беседы он напомнил отличия византийской школы иконописи от древнерусской, в которых, по его словам, кроются разные подходы к пониманию святости.

«Особенность рублёвской иконы можно выразить в одной фразе. Грек пишет икону как молитву “Господи, помилуй”, а художники рублёвской школы - как молитву “Слава Тебе, Боже”. Если византийская икона показывает трудность пути к святости, то древнерусская показывает полноту радости, когда эта святость уже достигнута», — поделился протодиакон.

Добавим, что директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова подчеркнула, что предположения о разных авторах икон Звенигородского чина являются предварительными. Для определения авторства следует дождаться окончательных выводов исследования.
http://nsn.fm/culture/v-rpc-rasskazali-kak-opredelit-podlinnost-ikon-rublyova.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments