диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Видения митрополита Тихона

"Преподобный Сергий благословил Андрею Рублеву написать образ Троицы"



28 мин 25 сек.

***
Преп. Сергий скончался в 1392 году.

Известна легенда, по которой преемник Сергия - игумен Никон - просил Андрея Рублева расписать новопостроенный Троицкий собор (но ранние источники говорят о росписи вообще, не упоминая икону именно Троицы).

Если речь идет о росписи раннего, деревянного, собора, это 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор. Или же этот образ пишется для второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.

Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.

Поскольку дисциплинарная комиссия патриархии запретила мне сомневаться в великой образованности новосибирского митрополита, то я исхожу из того, что эти даты ему хорошо знакомы. Встречи Сергия и Андрея истории неизвестны истории. Но если митрополит утверждает что Сергий, скончавшийся лет за 20 до написания Троицы, все же благословил работу над ней, значит, речь идет о посмертном видении Сергия Андрею. Но поскольку и об этом в древних и вообще никаких сведений нет, то остается предположить, что видение было самому митрополиту Тихону.

Тем более, что на 21 минуте он и сам рассказывает о видениях.

***
А вот сказанное на 4 мин 20 секунде и видениями не объяснить.

"Мы знаем, что преподобный Сергий обличил князя Олега Рязанского за то, что он свою дружину не прислал в войска Димитрию Донскому и хотел ударить в тыл русским войскам на Куликовом поле".
Поездка Сергия в Рязань это 1385 год (или 86), то есть много позже Куликовой битвы. Причем с 1380 по 1385 Москва и Рязань не раз успели побить друг друга.

Кстати, князь Олег - местночтимый святой Рязанской епархии. Был ли он пособником Мамая - большой вопрос. См. http://srbgm.cerkov.ru/blagovernyj-knyaz-oleg-ryazanskij/



***

Из проповеди в проповедь кочует тезис о том, что Сергий строил Троицкий храм, а Андрей писал Троицкий образ - «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Обычно ссылаются на "Житие преп. Сергия", написанное Епифанием Премудрым. Но там этого нет.

Из "Жития Сергия" Епифания Премудрого:

... блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты брат мой старший в нашем роде, не только телом старше меня, но и духом, следует мне слушаться тебя как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена и окончательно отделана, и время пришло освящать ее; скажи мне, во имя какого праздника будет названа церковь эта и во имя какого святого освящать ее?»

В ответ Стефан сказал ему: «Зачем ты спрашиваешь, и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: “Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: кем будет младенец этот?” Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: “Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу”. Поэтому следует тебе освящать церковь эту лучше всего во имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал. Да будет имя Господа благословенно навеки!» Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня».

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989

Первым якобы в Житии Епифания эту ссылку "увидел" Лазарев (Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34;
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=112&chap=2&ch_l2=3)

Он дал ссылку на вот это издание:

Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855.

Вот оно:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003357954/viewer/
И там все равно нет искомой фразы.


Впрочем, об этом мы уже говорили 2 года назад:
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.

Флоренский: «Пре­по­доб­ный Сер­гий стро­ит храм Пре­свя­той Трои­цы, «что­бы по­сто­ян­ным взи­ра­ни­ем на не­го, ­­— по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия, — по­бе­ж­дать страх пред не­на­ви­ст­ной раз­дель­но­стью ми­ра» («Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра и Рос­сия»).

Фра­за «по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла. Однако, ком­мен­та­то­ры тру­дов от­ца Пав­ла игу­мен Ан­д­ро­ник (Тру­ба­чев) и С. М. По­ло­вин­кин пря­мо го­во­рят: «Ис­точ­ник ци­та­ты не об­на­ру­жен"(Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768).
И добавляют: "Вы­ра­же­ние мог­ло быть за­им­ст­во­ва­но из кни­ги: Тру­бец­кой Е. Н., кн. Умо­зре­ние в крас­ках. М., 1916. С. 12»

Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

И.К. Яхонтов цитирует только пер­вую «часть» этой мыс­ли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…по­сре­де же цер­ковь боль­шу воз­дви­же, от­всю­ду ви­ди­ма яко зер­ца­ло…» (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417).

Вто­рая же «часть» мыс­ли бе­рет свое на­ча­ло, по-ви­ди­мо­му, из ре­чи мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Пре­свя­той Трои­цы», про­из­не­сен­ной 26 сен­тяб­ря 1892 го­да в Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии во вре­мя празд­но­ва­ния 500-ле­тия со дня кон­чи­ны Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го: «Наш Бо­же­ст­вен­ный Учи­тель по­то­му и от­крыл нам уче­ние о Пре­свя­той Трои­це, что­бы мы при со­зи­да­нии Те­ла Его — как че­го-то чудно­го и в се­бя­лю­би­вом ми­ре не­ве­ро­ят­но­го — име­ли по­сто­ян­ное ут­вер­жде­ние в луч­шем Бы­тии, веч­ном и не­из­ме­няе­мом Бо­же­ст­ве, и взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­да­ли страх пред не­на­ви­ст­ною раз­де­лен­но­стью ми­ра…».

Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами...
http://diak-kuraev.livejournal.com/748334.html

Но митр. Тихон не читает мой блог, если он тут прямо не упоминается, вот и повторяет уже опровергнутые фейки...
Tags: Жития, История и гомилетика, Тангейзер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →