диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Страница церковной истории Абхазии

Протоиерей Г. С. Голубцов
ПОЕЗДКА НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР
Дневник настоятеля Сухумского кафедрального собора
16/29 января — 5/18 апреля 1918 года Сухум — Москва — Сухум

(Публ. в:
Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Собора 1917-1918 годов. М., ПСТГУ, 2009, сс. 160-289.
Более ранние публикации: Исторический архив. 1994, №5,6,7.
Российская Церковь в годы революции. Сборник. М., 1995)


1918 год
16/29 января. Вторник
Сегодня, наконец, я принял предложение своего епископа, Сергия [Петрова] Сухумского, поехать в качестве его заместителя в Москву на Всероссийский Поместный Собор. Еще месяц тому назад, когда епископ Сергий только что возвратился с Московского Собора в Сухум, он мне объявил свое решение послать меня своим заместителем на Собор, но когда узнала об этом моя семья, то решительно запротестовала против этой поездки, крайне опасной в настоящее время. Между тем церковные дела в нашей епархии с каждым днем все больше и больше запутывались... Наша епархия имеет 125 приходов, которые по национальности распределяются так: 36 русских, 61 абхазских, в числе коих 32 самурзаканских (самурзаканцы — это огрузиненные абхазцы, сами считающие себя абхазцами), 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных (русско-греческих и русско-мингрельских), и каждая народность предъявляет свои требования. Требуется возможно скорое и авторитетное решение церковного вопроса в нашей епархии, особенно в отношении абхазских приходов, и этого разрешения можно добиться только в Москве.
Дело в том, что грузины, объявившие свою Церковь автокефальною, все время домогаются разными путями присоединения к своей церкви абхазских приходов. С этою целью еще в мае 1917 года в Сухум приезжала для переговоров с представителями абхазского народа особая почетная грузинская делегация во главе с бывшим Предводителем дворянства Кутаисской губернии князем Нижарадзе и грузинским генералом Габаевым. Три дня продолжались в Сухуме переговоры этой делегации с абхазскими народными представителями; много здесь было сказано грузинскими представителями сладких речей, на какие способны только грузины, о необходимости, в интересах абхазцев, церковного слияния с Грузией. Абхазцы терпеливо выслушивали все речи грузинских демосфенов, но от церковной унии с грузинами решительно отказались. А так как между абхазцами не было таких сильных ораторов, которые бы могли основательно разбить все диалектические хитрости грузинских автокефалистов, то абхазские народные представители, чтобы избавиться от назойливых приставаний грузин, вынесли совершенно неожиданное по своей нелепости решение, а именно: отказавшись от присоединения к грузинской автокефальной Церкви, объявить Абхазскую Церковь автокефальной. Грузины потерпели полное поражение. На второй же день после этого решения, когда мы разъяснили абхазцам, что церковь даже одного дня не может быть без епископа, они вновь собрались и вынесли дополнительное постановление считать епископом своей автокефальной Церкви на¬стоящего Сухумского епископа Сергия [Петрова], о чем по телеграфу донесли в Св[ятейший] Синод. Только через два месяца после этого, когда я, в бытность мою в Петербурге, объяснил Управляющему Канцелярией Св[ятейшего] Синода П. В. Гурьеву всю запутанность абхазского церковного вопроса и необходимость дать абхазцам хоть какой-нибудь ответ на их телеграмму, от имени Св[ятейшего] Сино¬да была послана 21 июля за подписью Экзарха Грузии Платона [Рождественского] телеграмма такого содержания: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св[ятеший] Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».
И вот уже полгода абхазский церковный вопрос висит в воздухе, и абхазцы терпеливо ожидают решения его Московским Собором, которому они, конечно, подчиняются. Я удивляюсь, почему епископ Сергий не смог двинуть этого вопроса в Москве... А между тем грузинские автокефалисты не дремлют и продолжают всевозможными интригами добиваться присоединения абхазского народа к своей автокефальной Церкви. В беседах со мной очень многие влиятельные абхазцы соглашались, что самым лучшим решением их церковного вопроса было бы выделение Сухумской епархии из состава Грузинского Экзархата в самостоятельную и наименование ее — Абхазскою, а епископа – Абхазским и Черноморским с оставлением кафедры, конечно, в Сухуме.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments