диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Церковь и Брестский мир

"Хотел бы сказать еще несколько слов в связи со столетием страшных революционных событий. Конечно, была злая воля, направленная на то, чтобы смешать понятия, чтобы дезориентировать и обезоружить наших православных русских людей, чтобы показать им ложные цели. Указывая на реальные трудности в жизни людей, им говорили: «Как вы плохо живете! Но если вы свергнете царя, закроете храмы, уничтожите веру, то вы будете жить очень счастливо, все будут равными, свободными, все будут друг другу братьями». И ведь соблазнился наш народ — несмотря на тысячелетнюю традицию Православия, несмотря на религиозное воспитание!"
http://www.patriarchia.ru/db/text/4989834.html

Эх, вот бы увидеть цитаты из большевистской прессы осени 1917 года с призывами "закроете храмы, уничтожите веру, то вы будете жить очень счастливо".

А уж тем более - из революционной прессы февраля 1917го (фраза патриарха про "свергнете царя" отсылает именно к этому времени).

Но полагаю, что это лишь крайне субъективная картинка в уме патриарха. Точнее - виртуальная реальность, которую он тщательно конструирует в головах слушателей с сиюминутными политическими проекциями.

Даже после революции, в начале 20х настроение рабочих прекрасно передается вот этой историей:

Опытный лектор прибыл на завод провести атеистическую лекцию.. Рассказал пару анекдотов про священников и монашек, все посмеялись, и в заключении, думая, что расположил к себе аудиторию, говорит: "Ну вот товарищи, вы теперь понимаете, что эти жадные похотливые попы, они только придумали БОГА, чтобы высасывать из вас деньги.."
Тут в зале образовалась тишина...
Встаёт один старый рабочий и говорит этому лектору:
Э-э, Мил человек, ты чашки-то бей, а самовар-то не трожь!

Правда, некторые чашки сами норовят себя с самоваром отождествить...


***
Мне же вот в глаза бросилось иное:

князь Евгений Трубецкой на Поместном соборе 17 ноября 1917 года:

"19 числа люди, назвавшие себя русским правительством, вошли в сношение с германцами относительно сепаратного мира... Союзники ждут решения: есть ли эта власть выразительница воли русского народа? Священный Собор представляет из себя единственное законное представительство 100-миллионного православного русского народа. Если Священный Собор промолчит в минуту, когда Россия будет вычеркнута из списков великих держав, то не изменит ли он своим священным обязанностям?".

И Собор тут же, без дискуссий, с листа принимает обращение:

"... Лица, вступившие от лица Российского государства в международные сношения, не являются выразителями мысли и воли нации. Вместе с тем мы заявляем, что мир может быть заключен не иначе как в согласии с нашими союзниками и что мир, заключенный на иных основаниях, был бы изменой нашим союзникам, предательством единоверных нам народов".

(Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Том 6. М., 2016, сс. 272 и 273).

И что ленинский совнарком должен был думать об организации, чье высшее собрание себя считает единственным законным представительством России?

Я не уверен, что большевики входили в революцию с мыслью об уничтожении церкви путем террора; тем более не уверен, что они могли это считать своей первоочередной задачей, и совсем не уверен, что они стали бы о такой своей цели громко кричать на пути к власти.

Через несколько лет конфликт с соввластью будет обострен патриархом Тихоном

см. https://cyberleninka.ru/article/n/svyatoy-patriarh-tihon-i-izyatie-svyaschennyh-predmetov-iz-hramov-v-1922-g

http://www.pdf.knigi-x.ru/21istoriya/149931-1-svyatoy-patriarh-tihon-kampaniya-izyatiyu-cerkovnih-cennostey-1922-godu-istoricheskiy-kanonicheskiy.php


***
А еще на том Соборе в те дни была высказана прекраснодушная наивная мысль:

"Патриарх - живая оцерковленная совесть".
(с. 487)

Эта наивность в дни избрания первого (в опыте избирателей) патриарха понятна.
Но мне трудно понять такую ослепленность именно данного оратора - профессора И.И. Соколова.

Он - автор книг:

Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII в.
О византийско-восточном монашестве IX — XII вв.
Очерки истории православной греко-восточной церкви в XIX веке
Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке
Константинопольская церковь в XIX веке.

Он-то знал, что если эту его формулу наложить на реальную церковную историю, то это будет приговор "церковной совести" как таковой. Забыл профессор, что греховные страсти в прошлом или в загранице никогда не остаются. Они внеисторичны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →