Выгорание не следует путать с усталостью или измождением.
Главные признаки выгорания (особенно для священников, психологов, учителей, врачей) - это потеря смысла профессиональной деятельности. "А зачем всё это?" - задает себе вопрос человек в кризисе.
Горечь кризиса выгорания в том, что он нередко настигает служителя тогда, когда он находится на пике возможностей: высокий профессионализм, здоровье, опыт, знания, карьерный успех, уважение коллег - все есть, а смысла нет.
И вера есть и знания есть, смысла личной деятельности нет.
Выгорание - это проблема несоответствия личного смысла и осуществляемой деятельности.
Это не проблема рутины или теплохладности, теплохладные не выгорают. Выгорают горячие, что обидно.
Ещё одна беда: выгорание исцеляется лично и в глубине духа. Внешними условиями или воздействиями оно не исцеляется. В выгорании никто не виноват! Ни общество, ни начальство, ни история, ни заграница. Выгорание это личностный кризис.
https://www.facebook.com/andrey.lorgus/posts/1365645586887871?pnref=story.unseen-section
Андрей Десницкий
https://www.facebook.com/andrei.desnitsky/posts/1632111960156870
Выгорание, как справедливо отметил о. Андрей Лоргус - это когда человек всё умеет и может, но не понимает, зачем и кому это нужно.
Много говорят теперь о выгорании священников.
И совсем не говорят о выгорании "профессиональных христиан" (так однажды о. Георгий Чистяков назвал и себя, и меня) вне священного сана.
А оно есть. У меня так точно. Я не понимаю, кому и зачем нужна в России библеистика, кроме узкого круга друзей и знакомых. А на Западе, где она нужна, никому не нужен я.
Я, впрочем, не печалюсь, а переквалифицируюсь в массовики-затейники для среднего школьного возраста. Это точно нужно.
игумен Петр Мещеринов
Поспорю. Выгорание (уж будем пользоваться этим термином) в основе своей имеет, как мне кажется, достаточно простой механизм: священник развивается, его христианская душа, как горчичное семя в евангельской притче, хочет вырасти в дерево, всё более и более переходить от внешности и обрядовости к глубине и внутренней жизни во Христе. Но 1) его никто не учит, как это происходит и что он должен делать, 2) церковная среда препятствует этому. Поэтому и наступает у священника отторжение этой неучащей и мешающей среды. Вот вам и выгорание, и расцерковление. И тут как раз тезис "никто не виноват" - очень спорный. А Церковь-то тогда на что?
свящ. Федор Людоговский.
Да, именно: потеря смысла. И это именно внутренний кризис, согласен. Но всё же церковная система имеет к этому отношение. Я в какой-то момент осознал, что бОльшая часть того, что я делаю как священник (в тех условиях, в которые я поставлен), -- это либо вредно для людей и для меня, либо бессмысленно (а значит, тоже вредно). Я волевым усилием изменил условия своего существования. Но прошел год -- и стало понятно, что всё идёт к тому, что служить я не буду. И уже не так важно, запретят меня или просто забудут.
Андрей Лоргус. Отче, вот это и важно! Несмотря на все условия, Вы сделали то, что сочли важным. И это Ваш выбор. Вы свободны!
Федор Людоговский Да, свободен. Но я это мог себе позволить лишь потому, что с самого начала не стал интегрироваться в систему, не свел всю свою жизнь исключительно к маханию кадилом. А большинство священников не имеют возможности перестать махать кадилом хотя бы на год. Или ты функционирующая единица, или ты оказываешься без работы и без здоровья.
Андрей Лоргус Каждый имеет возможность жить не по лжи! Не унижайте братьев!
Моя главная задача, и как священника и как психолога, утвердить приоритет личности над социумом, и над любой системой тоже. Каждый человек обладает свободой. Каждый человек суверен своего бытия. Моя жизнь это то, что я выбираю, а не то, что со мной происходит.
Федор Людоговский Нет, я никого не хочу унижать. Я просто хочу сказать, что для большинства цена такого выбора может оказаться слишком высокой. Мне в этом плане, думаю, легче.
Андрей Лоргус Да, цена высока. Тут-то и видно, во сколько человек ценит себя и свою душу.
valeii
Я понимаю эту проблему так: не выгорают те, кто до пенсии гребёт деньги, сначала для себя, потом детям, устраивают зятьёв в попы, двигаются по модельному ряду авто вплоть до премиум, выпишут себе из лавры с дневного пару ученых, а сам-только по великим праздникам. Эти не выгорают, они упиваются своим успехом и властью, считая что во всем этом им помог Бог. А эти вот, из лавры, ходя под господином, потихоньку угасают, смотрят телик, жуют семки, лишнего боссу не скажут, может и не любят, но за мало-мальски стабильный доход уважают и не стремятся к свершениям и к стяжаниям.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →