диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

«Андрей Кураев. Прямая речь» — рецензия

Это совсем не тот фильм, которого все ждали. Не политический боевик о противостоянии протодиакона Андрея Кураева и Московской патриархии или кого бы то ни было ещё. И не обвинительная речь в адрес Кураева или его оппонентов. Фильм сделан о другом и для другого.
Для многих это будет странно. Парадоксальные, яркие, саркастичные выступления, статьи и книги отца Андрея для многих интеллигентов в 90-е так же открывали дверь в храм, как до этого для их предшественников – о.Александр Мень и о.Антоний Сурожский. Только Кураев был всё же плоть от плоти 90-х. Он приходил в Думу с листовками, сражался с многочисленными сектами, обличал тех, кто в своём сектантстве не признавался. Его лекции по всей стране собирали полные залы, его выступления и формулировки заучивали наизусть, он был самым популярным и обсуждаемым церковным писателем, который одинаково страстно мог говорить о Гарри Поттере, традиционном буддизме или святых отцах Средневековья.

Сегодня Кураева стало гораздо меньше. Он редко появляется на телеэкранах, не так часто публикуется в массовых изданиях, его книги ушли из разряда бестселлеров. Кажется, что он «пропал», и чаще всего о нём теперь можно услышать от других священнослужителей, которые опять с ним в чём-то не согласны. При этом в публичный спор с ним почти никто не вступает, понимая, что над таким эрудированным и харизматичным оппонентом победу одержать почти невозможно. Кураева осуждают, не желая вслушаться в его слова, как бы в одностороннем порядке.

Фильм же начинается с того, что Кураев держит на коленях своего маленького сына, который боится темноты. Протодиакон предлагает мальчику отправиться во тьму, вооружившись фонариком, и ничего не бояться. В этой метафоре заключён весь дальнейший фильм, потому что следующий час будет посвящён бесстрашию и свободе. Картина построена на фрагментах выступлений Кураева, интервью с ним и небольших зарисовок о его повседневной жизни и церковных богослужениях, в которых он участвует. Тем, кто хорошо слушал его в предыдущие годы, этот фильм скажет лишь то, что позиция Кураева ни в чём не изменилась и сам он остался прежним, просто стал чуть более спокойным в выражениях. А вот для тех, кто забыл, кто такой Кураев, или всегда знал смутно, фильм поможет чуть лучше понять, что это за человек, о котором все говорят, и в чём основной смысл всей его деятельности. Дать людям, которые боятся темноты, фонарик, чтобы они шли спокойно и уверенно, пусть даже это и не застрахует их от всех ошибок. И в Выборге на фестивале «Окно в Европу»-2017, где состоялся первый показ фильма, публика этот посыл высоко оценила. А сам Кураев во время сеанса только несколько раз посмотрел на экран – когда там показывали литургию. Тоже деталь немаловажная.


Сергей Сычёв
https://www.filmpro.ru/movies/339402/filmproreview/847
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments