http://kp.ua/life/380935-sviaschennyk-vzbuntovalsia-protyv-tserkovnykh-poborov
Жашков Черкасской области: там церковная война в разгаре. Развязал ее настоятель местного храма отец Стефаний (Домашовец). Он восстал против поборов руководства. Три года пытался решить проблему в лоне церкви. Не вышло - и он позвонил в газету. Готов резать правду-матку.
- Откуда у нашего отца Пантелеймона "Ауди-8" за 80 тысяч долларов? - вопрошает при личной встречи. - А я вам расскажу - все продается.
- Что продается?
- Приход, например. Вот недавно один священник хотел поменять приход (перевестись в другую церковь. - Авт.), думаете, это бесплатно?
Говорят, "перевод" стоит 10 тысяч долларов. Нет денег? Оглянись вокруг - в храме должна быть хоть одна старинная икона. Она тоже отличная взятка.
- Если хочешь получить отпуск - плати, награду - опять плати, - распалился Домашовец.
- Какую награду?
- Ну как в мирской жизни ордена, так у нас есть награды "За заслуги перед церковью" и другие. Хочешь сам себя наградить - заплати несколько тысяч гривен - и пожалуйста. Такие порядки всегда были, но я молчал…
Пока не пришел новый владыка - отец Пантелеймон, которого поставили главой в Уманской епархии. Владыка резко и беспочвенно взвинтил тарифы.
- Все началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он приехал в наш храм - провел службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идет ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.
- Стоп. А зачем вы вообще давали ему деньги?
- Как же? - развел руками отец Стефаний.
Оказывается, по-другому нельзя. За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.
- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может.
- Цены на отпевание и крещение резко подскочили. То, что раньше стоило 100 гривен, теперь стоит 1000 гривен, - говорят прихожане храмов Жашкова. - И батюшек понять можно - им же надо как-то насобирать мзду владыке.
Послушать священников, их владыка просто какое-то зло в рясе. Или наговоры? Как бы там ни было, едем в Умань к отцу Пантелеймону. Резиденция небольшая на территории местного храма. Сам владыка - монах, еще нестарый, румяный мужчина. Говорит тихо, вяло, смиренно. Дескать, знаю, по какому вопросу - мне уже этот Домашовец в печенках.
- Мы его сняли с благочинного (административная должность - такой священник курирует остальных в районе. - Авт.), - говорит владыка. - Он плохо вел дела. При нем храмы стали переходить из Московского в Киевский патриархат. Потерял должность - и обозлился. Кричит на каждом углу: коррупция, коррупция…
- Значит, врет? И нет у вас "Ауди-8"?
- Есть, - улыбнулся отец Пантелеймон и продолжил с теплотой в голосе: - Удлиненная на 20 сантиметров. Спецзаказ.
- Извините, но на какие средства? Какая у вас зарплата?
- Две тысячи гривен в месяц.
- ?
- Ну послушайте, понятно, что ни один священник на свою зарплату машину не купит. Так "Ауди" мне подарили, еще когда я служил в Москве. Подарил прихожанин. И машины я не стесняюсь.
Отговорка хорошая, но и к ней можно придраться.
- Что если вам продать "Ауди" и купить вместо нее "Ниву", а оставшиеся деньги отдать в приюты? - задаю вопрос напрямую.
- "Ниву"? - удивился монах и потупил взор на свои отполированные ногти. - Ну и как вы себе это представляете? Приезжаю я, допустим, в Киев на "Ниве", - тут владыка невольно прыснул со смеха, - и как на меня посмотрит братия? Скажут: может, ты бы еще на лошадях приехал…
- Не поймут?
- Не поймут. Все-таки я епископ - это статус.
Слово за слово. Монах похвастал золотыми часами марки "Полет" (в советские времена такие стоили 550 рублей - полугодовая зарплата инженера). Рассказал и о квартире в Москве. Он ее сдает - и это неплохие деньги. Ну а что делать с квартирой, если подарили? Владыка досматривал старушку - и она отписала ему хоромы по доброте душевной.
- Владыка, я не исключаю, что монахам делают дорогие подарки. Но говорят, большая часть из них - это подарок самому себе.
- Что?
- Говорят, каждый ваш визит в храм стоит денег…
- Такая традиция. И не я ее придумал. Это не взятка, не коррупция - это благодарность. И даже не за то, что приехал, а за то, что буду молиться за настоятеля храма.
- Давайте уточним: эти деньги - конкретно дополнение к вашей зарплате?
- Да.
- Но вы монах! Принимая сан - вы отрекаетесь от земных благ.
Отец Пантелеймон устало прикрыл глаза, дескать, хорош ломать комедию - не маленькая.
Хладнокровие Владыки удивляет. Любой чиновник на его месте уже бы заерзал: обвинения в коррупции, скандал в регионе. А тут… Как с гуся вода.
- Я подумал, правды можно добиться, - решил отец Стефаний и сел за перо.
Наш герой писал всем. Дошел даже до патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако бюрократия не дала сбой. Все письма методично спустили вниз – и они легли на стол Отца Пантелеймона с пометкой "разобраться".
Владыка сам с собой "разобрался" и вынес вердикт: не виновен, оправдать. Ну, а Домашовца запретил к служению. Потому как дерзок.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →