диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Рассказы о Благодатном Огне.

Читаю статью из "Вестника Московского Университета".
Серия Востоковедения. 2006 год. №4

П.В. Кузенков, К.А. Панченко
«КРИВЫЕ ПАСХИ» И БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Дохожу вот до 10-й странички:

Наибольшего доверия заслуживают два первоисточника:
сборник официальных актов Иерусалимской патриархии, где содержится текст под заглавием «Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 году», и грамота патриарха
Иерусалимского Феофана в Москву от 1 ноября 1634 г. «Рассказ о чуде...» не датирован, но, судя по характеру рукописи, в которой он находился, и обилию мелких деталей, этот текст был составлен по горячим следам событий.

Сетуя на бедность греков и коррумпированность османских властей, решавших греко-армянский
спор о «Кривой Пасхе», автор замечает: «а нынешнее время (выделено нами. — Авт.) не неподкупно для достижения успеха», т.е. представляет себя современником описываемых событий. Правда, упоминаемые в тексте Афанасий, митрополит Вифлеемский, и Парфений, преосвященный газский, перепутаны друг с другом, но это, скорее всего, случайная описка.

Комбинируя оба источника, можно выстроить следующую картину.
Как обычно, все началось с календарного спора: «Иноверные же армяне, похваляющиеся своею мудростию, будучи безумны, прибавили в расчете», и установили празднование Пасхи на
13 апреля. Копты, как и ранее, приняли «ромейскую» (греческую) версию пасхалии.

«Когда о том услышал... эпитроп армян, называемый Каркур, то заскрежетал зубами, как лев. Рыча против коптов, он положил похитить их и втиснуть в свое сонмище».

Здесь имеется в виду армянский патриарх Иерусалима Киркор (Григор) Паронтер (1613—1645), крупнейший церковный деятель, пользовавшийся огромным авторитетом в армянской диаспоре.

Призвав глав коптской общины, «он очень гневно их устрашал. Они же бедные, будучи малочисленны, не имели никого, кто бы их защитил в их нуждах; а этот злодей клятвенно... обещал, что... он причинит им вред и много издержек».

По данным 40—50-х гг. XVII в., копты и другие «малые» монофизитские общины несколько
раз переводились из юрисдикции греческого патриарха под власть армянского и обратно46. У нас нет сведений о ситуации в 1630-х гг., но, судя по вышеприведенной цитате, копты в тот момент, должно быть, находились в зависимости от армянской церкви.

Таким образом, копты согласились поститься вместе с армянами. В первый день православного поста «армяне закололи овец, чтобы угостить коптов, и накормили их мясом, как иноков, так и
мирян».

Источники подробно описывают многоходовую комбинацию, задуманную армянским патриархом. Встречаясь с греческим духовенством, он усыплял его бдительность, говоря: «Празднуйте вы свою Пасху по вашему обычаю, а мы будем праздновать в следующую неделю... доставайте и Святой Свет, и Тот, Кто вам подаст эту благодать, быть может, подаст ее и нам». Все выглядело так, словно армяне рассчитывают на повторение ситуации 1539 г. с двукратным явлением Огня.

Были подкуплены все административные и судебные власти Иерусалима, свою долю (10 тыс. серебряных монет) получил и дамасский вали Кучук Ахмет-паша. Киркор, пишет греческий автор «Рассказа о чуде...», «представил ложных свидетелей из оттоманских сановников и улемов, и они дали свидетельство... о том, что верен расчет армян, а не ромеев (греков)».

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=10&ved=0ahUKEwje2qGW-pnWAhWlE5oKHWYtCBwQFghOMAk&url=https%3A%2F%2Fistina.msu.ru%2Fdownload%2F2859162%2F1dWu0W%3ALaioctomvHG0-cSi-wK8WSnckC0%2F&usg=AFQjCNGzMZgCfWldkiiAsVsaGcnfdg-dkw

***
И тут понимаю, что где-то я ровно это уже читал. Имеется в виду - все те тексты, что закавычены в этой статье и представлены как греческий Рассказ о чуде 17 века.

Это дословное воспроизведение вот этого текста: Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному, о святом огне, писанное в 947 году // Православный палестинский сборник, Том 13. СПб. 1894
http://www.drevlit.ru/docs/vizantia/X/940-960/Nikita_klirik/text.php

Одно из двух:
Или греки в 17 веке вешали лапшу на уши русским спонсорам, выдавая за современное событие происшествие, случившееся за семь веков до этого.

Или греки в 17 веке вешали лапшу на уши всем вообще, сфальсифицировав текст Никиты Клирика.

В пользу последнего говорит упоминание у автора якобы 10 века "оттоманов" (появившихся лишь в 13-м столетии).
Кроме того, в этом тексте весьма странно смотрится административная модель Багдадского Султаната: султан Багдада боится гнева своего же наместника в Сирии. "Стоявшие там, (некоторые из) так называемых секретарей, служившие местному правителю, говорили убийце-правителю: “Не хорошо ты делаешь, что препятствуешь архиепископу совершать праздник по его обычаю: ибо как привести в исполнение сбор тяжких казенных налогов, если не позволено ему совершать установленных праздников? Ведь, если ты будешь настаивать на этом намерении, то мы имеем доложить о том первому советнику Сирии и ты навлечешь на себя не малый гнев"

А еще дело в том, что багдадские правители именно в эти годы не имели власти ни над Сирией, ни над Палестиной:

В это время в Багдаде правили буиды (Бувайхиды, Аль-и-Буи (آلبویه) — шиитская конфедерация в области Гилян (Дайламан), по южному побережью Каспийского моря, правившая в Багдаде в 945—1055. С 945 по 1055 Буиды управляли Багдадом и значительной частью территории современного Ирака. Ахмад ибн Бувайх Захватив Багдад в 945 году и свергнув в следующем году халифа аль-Мустакфи, Ахмад ибн Бувайх сосредоточил в своих руках всю полноту власти в халифате, формально провозгласив новым халифом аль-Мути. . Сосредоточив в своих руках всю светскую власть, Ахмад принял титул султана В течение первых двух лет своего правления султан Муизз ад-Даула Ахмад вынужден был воевать с многочисленными военными вождями, не желавшими признавать его верховную власть над Ираком. Осенью 947 года Муизз ад-Даула наконец занял Басру, распространив своё влияние на всю территорию Ирака.

Вот их владения в период максимального расцвета:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B8%D0%B4%D1%8B#/media/File:Buyids_970.png

До Сирии и Палестины им еще очень далеко.

Но и в пользу первой из предложенных мной версий есть аргументы. "Григорий Палама заимствовал многое в своей Иерусалимской истории из рукописной истории Максима, в том числе и письмо клирика Никиты, которое было ему известно не по подлинной Саввинской рукописи, а только по списку в истории Максима". http://www.drevlit.ru/docs/vizantia/X/940-960/Nikita_klirik/pred.php

Однако, что такое "Иерусалимская история" Григория Паламы? Я про такую его работу не слыхал и гугл тоже не помогает.

... Далее, впрочем, рассказы уже разнятся и на сцене появляются франки.

Авторы статьи в Вестнике МГУ, цитируя греческую повесть 17 века по публикации, в которой текст атрибутируется клирику 10 века, никак не объясняют сию коллизию. То есть не объясняют, отчего они вопреки мнению публикатора относят свой источник к 17 веку.

***
Какой вывод? Банальный: грызть "источники" и заниматься их исследованием и критикой, а не бездумным пересказом.

Жаль, что я так и не смог этому научить Юру Максимова в РПУ, и в итоге он теперь тешит православную публику сказками про "факты" и "свидетельства":

"Лично я не могу счесть убедительными возражения критиков Благодатного огня по целому ряду причин. Например, мне непонятно, как все их гипотезы, кстати, противоречащие друг другу, могут объяснить, например, тот факт, что в IX веке мусульманский правитель Иерусалима приказал вставить металлические (медные) фитили в лампады, и, несмотря на это, на виду у всех сошел огонь и загорелись медные фитили. Свидетельствуют об этом как греческие источники (Никита Клирик), так и арабские (Бируни)".
Tags: Благодатный огонь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments