диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Гоголь о Благодатном Огне

Если Вам, отец Мартиниан, угодно больше понять о шуме празднующих в церкви Иерусалимской в Великую Субботу и если хотите совершенно узнать о сумятице, произходящей от суевернаго народа, в той же церкви находящагося (из коего многим многоверам очевидно показывает воображение без огня горящие лампады, слышание — без грому - страшные громы, сверкание в умных очах, во ужас приводящие их же легковерные сердца молнии и сим подобные небылицы), то приведите себе на память смятение, произшедшее между народом, пришедшим в Полтавского монастыря церковь на праздник Воздвижения Честнаго Креста 1749 года.

Тогда на всенощном бдении ветхая наша церковь так была набита богомольцами, что с ее сводов обрушились на людей известка и несколько кирпичей. B хотя ушибло немногих, но на всех напал такой ужас, что едва не все бросились к церковным дверям, их же и заперли сами собой чтоб некуда было бежать от провидения, им же очевидно показующаго все своды раздирающимися, стены к падению наклоняющимися, окошки, треща, сыплющие стеклом, в согнивших почти рамах остававшемся. Не иначе, как от игумена Жолтовского скупой экономии они прятались.

И я, к нещастию, нашелся принужден от народного крику перестать читать псалтирь, с коим вскочил на амвон, где и стоял с четверть того недоброго часа, хотя и не с гвардейским духом, однако укрепился не следовать Вам бегом, по верху сумасшедшой толпы до безумия перепуганного и нечеловеческим голосом кричащего народа. Следственно, я не потерял ни сердца, ни лица, ни третьих черевиков в то самое время, когда пан Михайло, сиречь Вы, с паном Кондратом Слюсаренком через алтарные двери из церкви ушли бледнешеньки и без туфель пришли в келию, а с того и вышло то ж самое, что называется и босяком.

По щастию, таж самая и, могу сказать, природная моя смелость, нашедшись при мне, находящимся в описуемой церемонии, помогла не дать веры обманывавшим меня глазам, как то потерпели многонабожнейшие легковеры. Хотя и должен признаться, что блеск не одной лампы кидался и в мои глаза, однако мне казалось не иначе, как то и теперь кажется, что он отбивался естественно от заходящего солнца, а не от преестественного огня.

Тот мусюлим, кой отрешил печать от дверей Гробницы, пустил в Гробницу Архиерея Варнаву, одного без огня, но Его Преосвященство, не мешкав ни одной минуты в Гробнице, вышел из Гробницы с зажженными двумя свечами.
А если б он в ней запирался на несколько минут, как то лжет Г. Делапорт, кто б из мыслящих тварей когда-нибудь взял то за чудо, что весь свет может творить огнь, естественно во всякой вещи находящийся, и естественнейше в кремне, сере и дереве? Преосвященный Варнава, лишь увидев отпертую дверь Гробницы, вошел в Гробницу с готовыми к зажжению двумя свечами посредственной величины и с двумя пучками малых свеч, к обоим рукам привязанными для того, чтобы [удовлетворить] хажийское стремление, принуждающее всякого быть первым зажигателем своей свечи от первого огня, про которой думают падкие к чудесам христиане

Помню подобное чудо, происшедшее на моих глазах, в Покрова церкве [в Мачихах] в навечерии Богоявления. Сотворено оно было суеверным народом, которой по увенчании при присносущном его невежестве присносуществующих блажей верит без всякого сомнения, что непременно у того на пасеке летом будет больше меду, кто зимой в церкви накануне Богоявления удостоится первый почерпнуть из кадки святой воды, якую они, один другого тесня, добираючись до кадки, вылили до капли на отца Ивана Стринжу, уже с ног сбитого тоею ж кадкою. Глупый тот народ вышел с церквы как оплеванный и пришел домой без святой воды....

Между тем не прошло минуты, как наш чудотворец вошел в Гробницу без огня, а из Гробницы вишел с двумя зажженными свечами.

… Видя щастливых тех поклонников, которые, имея в руках светомнимый огонь, испытывали его прикладыванием с одною верою к горящим свечам перстов рук своих. Как ошпаренные, охватывали они уды свои от новаго огня, по старому жгущего их блаженное тело. И как же набожно у них скворчали бороды от того огня, чудесно происшедшего в тот день, но никогда не теряющего своей естественной силы; почему и тогда от праволегковерных бород такая была во всей церкви вонь, что почти до конца литургии нельзя было не крутить и головой, и носом.

Младший Григорович (архим. Леонтий Зеленский-Яценко). История жизни младшего Григоровича. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Leontij/frametext.htm

о нем: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Leontij/pred.phtml?id=818

Это письма украинского архимандрита конца 18 века. И что-то именно гоголевское в них есть.


Еще из него:
(У входа в Храм Гроба Господня напротив тресннувшей колонны висит) «каменное влагалище, т.е. дермоем... каков был сделан во время оно, таков и ныне есть подле церковных дверей... И на тот нетленной, тлею загаженой, сосуд зрят победители... сиречь греки, с неописанным удовольствием; на против того, побежденные, си речь армяне, зрят всегда почти косо, и с несказанным негодованием на глупоупрямых своих предков».
(Попов А.П. Младший Григорович. Новооткрытый паломник по Св. Местам XVIII века. Кронштадт, 1911. С. 91).

(Речь идет о споре про огонь. В изложении Саровского иеромонаха Мелетия эта история выглядит уже следующим образом: паша, «огорчась их (армян) лжехвалением... приказал с строгим наблюдением каждому армянину, изгоняемому тогда из церкви, съесть лжицу кала, изготовленного, по повелению, жидами в каменном корытце, которое доныне видимо пред святыми вратами в углу у церкви Сорока Мучеников. Однако по просьбе, уверяют, вещество оное удобрено было лимоном. Почему армяне не точию от греческих христиан... но и от турков доныне в ссоре называются покчи, что значит на турецком языке ядущаго кал» (Путешествие в Иерусалим Саровского иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году.М., 1800, с. 20).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments