диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Новости одного дня

Апреля 25, Вторник. Продолжаю вчерашнее занятие. Известия дня суть следующие:

а) вчера удавился-было один монах в патриархии, но был схвачен и сегодня сослан на остров Кипр в метох.

b) В позапрошлом году один архимандрит здешней патриархии застрелился.

с) Архимандрит Антоний, известный здесь под именем русского архимандрита, был гоним в здешней патриархии, даром что заплатил патриарху 10 тысяч пиастров за право жить здесь и с отчаяния повесился в Сидоне.

d) Русского архимандрита Арсения, которого я видел в Саввин<ском> монастыре, держат там, как арестанта, и даже не позволяют ему выйти на поклонение Гробу Господню или в Вифлеем. Он собирал деньги в России для казны Гроба и в награду за труды посажен в каменный мешок.

е) Мальчики, живущие здесь около архиереев, ничему не обучаются.

f) Подтвердилось известие о дурной жизни игумена обители Св. пророка Илии. Муж его наложницы, точно, был содержим в Саввинском монастыре и там помер от горести. У этой наложницы три дочери. И так, этот монастырь обращен в б…..ь.

g) Иеродиакон, закравшись в часовню Гроба в то время, когда, по общему верованию, сходит благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, итак благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня.

h) Так как секретарь синода Анфим завел делопроизводство на еллинском языке, то члены синода, не понимая силы его языка, подписывают бумаги, не зная, что в них содержится, или получив объяснение их от секретаря, которое дается, как ему угодно.

i) Получен намек, что агент наш Марабути и консул Базили, оба природные греки, суть усердные слуги здешней патриархии, а не России.

k) Бывший мирской учитель в патриархии не имел никакой веры, а он ученик из куручесмен<ского> училища.

l) Здешние архиереи не ходили к нему на лекции.

епископ Порфирий (Успенский). Книга Бытия моего. СПб., 1894. ч. 1. с 671.

запись 1844 года.
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/kniga-bytija-moego-dnevniki-i-avtobiograficheskie-zapiski-tom-1/4

***
 "... Радость арабов не знала пределов: они скакали, как помешанные, кричали, били себя в грудь, разрывали на себе одежды и жгли друг друга огнем, обжег которого, по их мнению, застраховываем от всяких болезней. Арабы, истерзанные, изожженные, оборванные, но радостные и счастливые, стремглав бегут из храма, унося с собою в особых фонарях свою единственную святыню, священный огонь.
Не смотря на убийственный воздух, мы твердо стоим, не покидая нашего обсервационного пункта. Нас ожидает еще интересное зрелище—выход патриарха из кувуклии. Наконец, патриарх показывается в дверях; кавасы моментально подхватывают его левыми руками, а правыми начинают колотить бросающихся к патриарху арабов по чему попало; силач кнутом и кулаком расчищает дорогу впереди, и вся эта процессия, при неумолкаемых криках толпы, во весь дух мчится в алтарь Воскресенского храма.
Время, когда в первый раз сошел с неба огонь, положивший основание настоящей церемонии, неизвестно. Предполагают, что это событие было в конце второго века, но такое предположение не подкрепляется серьезными данными. Затем, существует предание, что однажды св. огонь сошел не на Гроб Господень, а показался в одной из колонн храма.

Надо предполагать, что теперь церемония добывания священного огня установлена в память этого события, и несомненно, что одна из лампад при Гробе, зажженная этим появившимся в колонне огнем, с тех пор не потухала: так внимательно поддерживают в ней огонь. Вот от этой-то лампады и зажигает патриарх свои свечи, так как никакой огонь теперь не сходить с неба.
Это нам говорили сами монахи, в то же время уверявшие поклонников из простого народа и, главным образом, арабов, что огонь этот действительно ежегодно сходит с неба. На мое удивление по этому поводу, высказанное одному важному греческому монаху, он ответил: «Если сказать теперь арабам правду, то они уйдут в мусульманство, а со временем, когда они духовно и нравственно разовьются и укрепятся в истинах веры, то уже будет безопасно исправить недоразумение, в которое их вводят».


Во всяком случае, огонь этот — огонь святой, так как зажигают его от неугасимо теплящейся у св. Гроба лампады, и патриарх при этом усердно молится за всех христиан. Католики чрезвычайно нападают на греков за эту церемонию, но не им укорять других. Не говоря уже о невозможной театральности всех их процессий, стоит только вспомнить, что они раздают богомольцам в молочной пещере, в Вифлееме, лепешечки из превратившегося будто бы в камень молока Богоматери, пролитого ею в этой пещере, когда она кормила своего Божественного младенца; они же показывают колодки, в которые были заключены ноги Спасителя, хотя о подобном истязании его не говорит ни один евангелист.
СЕЛИВАНОВА, А. ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ (Из воспоминаний о поездках на Восток в 1881 — 1882 годах). // Исторический вестник, № 11. 1884

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XIX/1880-1900/Selivanova/text2.htm
Tags: Благодатный огонь, Истории церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 226 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →