диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Филетизм таки не всегда ересь

В сентябре 1872 года Собор в Константинополе под председательством Константинопольского Патриарха Анфима VI , осудил ересь "филетизма"

В соборе приняли участие 32 архиерея и все восточные Патриархи, кроме Иерусалимского.
16 сентября на своем третьем заседании Константинопольский Собор утвердил определение, по которому все болгарские архиереи с клиром и мирянами были объявлены схизматиками, а вся Болгарская Церковь — схизматической. По отношению к филетизму Собор вынес следующее определение:

"...Мы усмотрели, при сопоставлении начала племенного деления с Евангельским учением и с постоянным образом действия Церкви, что оно не только им чуждо, но и совсем противно... Мы постановляем во Святом Духе следующее:

1.Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцев наших, на коих утверждена святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию.

2. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным ка­нонам, чуждыми Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками [раскольниками]".

***

Но, оказывается, и самые первые болгарские епархии были "племенными". То есть они создавались на территориях обычных греческих епархий, но на них ставились особые епископы для служб на славянском языке для славянского населения.

Это не было расколом (точнее, было - но по отношению к Риму, который считал эти территории своими, а не по отношению к Константинополю).

Но все же "славянские епископы"не были викариями при титулярных епископах. То есть допускалось существование двух правящих епископов на одной территории.

Епархия св. Климента Охридского и его преемников и учеников (конец 9 - начало 10 веков) это своего рода этнический эксклав на территории древней византйской епархии.

Это сильный аргумент в поддержку позиции Московской Патриархии в ее полемике с Константинополем по поводу организации церковной жизни диаспоры.


Подробности из истории староболгарских епархий тут
http://www.btrudy.ru/resources/BT46/bt46_117-146.pdf стр. 130-131

Особенность "филетических расколов" в том, что в них лишь одна из сторон считает оппонентов "ряжеными" - имперская. В русском Расколе 17 века таковыми честили друг друга обе стороны. Но ни болгарские "схизматики" 19 века, ни украинские 21 века не считали своих бывших кириархов (Кпльского и Московского соотсветственно) безблагодатными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments