диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Доверительная болтология

Елена Жосул.
Церковь и общество: Доверительная иерархия


Патриарх Кирилл все два года своего патриаршества подводит общество к мысли о гарантированности и надежности сотрудничества с Церковью. При нем православие в России становится объектом стратегических инвестиций — и как традиционная, поддерживаемая большинством идеология, и как нравственный фундамент для собственной деятельности, и как аутентичный для местной среды социокультурный ресурс.

Русская православная церковь за последние два года успела приобрести набор характеристик, приоритетных для ее потенциальных партнеров и союзников в светской среде — тех, для кого церковная проблематика долгое время была terra incognita. Система церковного менеджмента и общий курс развития Церкви с точки зрения постановки задач и достигаемых результатов сегодня уже могут убедить даже секулярно настроенных сограждан, но склонных при этом к трезвым и непредвзятым оценкам, в выгодности взаимодействия с Церковью — с точки зрения и персональной, и общественной конъюнктуры. Если подойти к этой системе с набором критериев измерения динамики и продуктивности работы, можно встретить неожиданные даже для самой церковной среды результаты.

В Церкви идут не особенно очевидные для внешнего мира и невооруженного глаза внутренние перемены, обнаружить которые, однако, в состоянии среднестатистический инвестиционный аналитик. Основной вектор этих перемен, заданный 16-м Московским патриархом с момента своей интронизации 1 февраля 2009 г., — оптимизация всей церковной управленческой системы с целью отсечения издержек и получения максимальной «прибыли». В данном случае «прибыль» измеряется степенью эффективности работы церковных структур в плане их воздействия на общество, духовного окормления существующей паствы и привлечения новой. В Православной церкви с ее устойчивой консервативностью, незыблемой статичностью вертикальной иерархии любые перемены предпринять непросто. На этом фоне тем более выделяются инициативы патриарха Кирилла по созданию гибкой системы взаимодействия синодальных структур — церковных «министерств», их профильной специализации — и одновременно выработке единых системных стандартов церковной деятельности, выстраиванию более четкой системы отношений между центром и епархиями.

Гибкость оптимизируемой церковной модели проявляется и в привлечении мирян к вопросам принятия общецерковных решений — через механизм Межсоборного присутствия, нового для Русской церкви совещательного инструмента. Церковь расширяет границы собственной открытости — через впервые предпринятую попытку вынести на публичное обсуждение проекты документов, которые были на днях приняты Межсоборным присутствием. Сбор и учет поправок блогеров и интернет-пользователей к документам, касающимся актуальных вопросов церковной жизни, — неожиданный опыт для Церкви, традиционно выносящей эти вопросы лишь на консолидированный суд епископата (за исключением вопроса об избрании патриарха, который решает Поместный собор). Публичное пространство и общественное мнение, в основном весьма безапелляционное в оценках религиозных процессов, и есть в данном случае сфера, в которой проводится «церковное IPO». Здесь же можно упомянуть и про общецерковный суд — недавно внедренный механизм рассмотрения спорных и неканонических ситуаций церковной жизни.

Организуя свою общественную практику, Церковь стремится заручиться доверием максимального числа социальных групп, от мигрантов и спортивных фанатов до учителей, финансистов и медиаменеджеров, через публичный диалог и взаимодействие с каждой из них. Рейтинг доверия к Церкви традиционно высок, и ее моральный авторитет у большинства населения, по данным опросов, устойчив — несмотря на отклики в адрес «клерикальной экспансии», которую духовенство интенсивно проводит в последние годы. Православная общественность постепенно избавляется от оттенка маргинальности, особенно свойственного ей в 1990-е гг., осваивает правозащитную риторику при разговоре о личных религиозных правах и настаивает на существовании собственных гражданских интересов.

В кадровой политике Церкви налицо ориентация священноначалия на молодые кадры, образованное духовенство и мирян с качественным богословским и светским образованием, социальное мировоззрение и запросы которых сформировались уже в новейший период истории. Православный истеблишмент сегодня упрочен молодыми профессионалами, некоторые из них специально приглашены патриархом из регионов — после реализации успешных проектов в епархиях. Для новой кадровой прослойки церковного менеджмента характерны те же амбиции в отношении будущего Церкви, что и для ее предстоятеля. В этом плане патриарх Кирилл закладывает базу собственного кадрового резерва — его инициативная политика должна иметь гарантированные перспективы.

Предстоятель Русской церкви уделяет внимание и GR-политике, подтверждение чему и недавний закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, и развитие эксперимента по преподаванию в школе «Основ религиозных культур и светской этики», и появление в армии капелланов. GR-активность Церкви вызывает у несогласных то оторопь, то возмущение, но тем не менее факты налицо: патриаршей команде удается защищать на государственном уровне интересы собственной референтной группы — православного большинства населения всей страны.

Идейная основа модернизации в России, как правило, остается размытой для большинства тех, кто втянут в эту дискуссию и сосредоточен в основном на механизмах и параметрах, скорости самого модернизационного процесса. Церковь сейчас внутри самой себя вырабатывает сценарий «сдержанной» модернизации — по «царскому», срединному пути. Традиционализм остается априорным в процессе движения церковной организации навстречу назревшим переменам, самообновление системы происходит без ущерба для ее фундамента. В этом смысле Церковь при патриархе Кирилле может предложить обществу личный модернизационный потенциал — опору на долговременную каноническую традицию и одновременное умение адаптировать в собственной структуре инновационные методы развития.
Елена Жосул
Автор — заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/254803/doveritelnaya_ierarhiya


***
Елена, большая просьба: не лапайте своим язычком Церковь!!!



Тем кто считал, что Елена шутит или что Ведомости издеваются, советую почитать вот это:

"Первосвятительские поездки патриарха Московского и всея Руси Кирилла  предлагают новые ракурсы в анализе ситуации в бывших советских республиках. В поездках этих, перенасыщенных в содержательном, смысловом плане, отчетливо кристаллизуется вектор внешнеполитической активности Русской церкви и вырабатываемой ею новой модели геополитической стратегии. Эта модель должна быть внимательно изучена светским политическим сообществом, в первую очередь, экспертами по ближнезарубежной политике России, а также теми, кто относит себя к политтехнологическому классу, но хотел бы поставить политтехнологии на прочный фундамент ценностного базиса.

По сравнению с другими субъектами геополитического процесса Церковь обладает несомненным внеконкурентным преимуществом. При выстраивании отношений с государствами ближнезарубежного ареала, с населением, в силу политических спонтанностей оказавшимся по другую сторону госграницы, Церкви нет нужды изобретать новые схемы и дипломатические конструкции. Ей достаточно просто продолжать многовековую традицию причащения русских, украинцев, белорусов и молдаван из одной Чаши. В своей внешней деятельности Церковь движется в том же направлении, которое декларируют ту же сторону, что и российские политические институты, ее общественная активность естественным образом выдержана в русле национальных интересов России. Однако, действуя в тех же социальных плоскостях, Церковь реализует свою пневмополитику (греч. pneuma - дух), собственную духовную миссию, которая, затрагивая игроков политического процесса, зачастую удачно попадает в труднодостижимые для них цели - благодаря методам "мягкой", гуманитарной дипломатии.

Пневмополитика - духовная политика Русской церкви - может стать для российской геополитики одновременно и опорой, и компасом.

Другое стратегическое преимущество Церкви при выходе на сложные рубежи межгосударственного дискурса - искренний позитивный смысл проповеди, послание со знаком "плюс", построенное на конструктивном посыле.

Поездки патриарха Кирилла в Киевскую и Белую Русь показали: Русская церковь на данный момент способна выполнять опережающие функции для отечественной дипломатии. Выводы неизбежны: международный образ Русской церкви должен стать объектом особой заботы и попечительства российского МИД, публичный PR церковноначалия, отстраивающего внешние связи Московского патриархата, - попасть в зону стратегических интересов дипломатических think-tankеров, заботящихся, путем создания медиа-продуктов наподобие "Russia Today", об имидже страны за рубежом.

Представителям государственного класса стоит помнить о том, что Московский патриархат активно участвует в созидании Русского мира - пространства русской духовной культуры, рассеянного в местах исторического пребывания носителей этой культуры..

Русская церковь "опутывает" всю планету собственной коммуникационной сетью, расставляя в разных точках все новые "вышки"-приходы. Чем больше "вышек", как известно, - тем лучше связь, тем отчетливее ловится в этом государстве русская православная культура.

Именно Церкви сегодня, с учетом ее роли для людей русского мира, предписано нести обломки разваленной империи, поддерживать хотя бы относительную жизнеспособность ее идейного имперского содержимого". (Е. Жосул.
Realpolitik патриарха Кирилла)". 

Вроде бы журналист хвалит Церковь. На самом деле топит в  дерьме. Церковь преподанная как пиар и политтехнология - это  не то рыночный продукт, не то панельная девка с ценником. А при ней Жосул - в мерзкой роли сутенера, зазывающего элитных клиентов: "ну как же  вы еще не заценили прелести этой служанки вашей империи! Наши эскорт-услуги  в вашем зарубежном бизнесе внеконкурентны!"
Все худшие обвинения  в адрес Церкви Жосул лишь подтверждает. Оказывается, не Крест Христов несет Церковь, а "обломки разваленной империи".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 183 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →