диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Порфирий Успенский о выборах народом священников, о числе епархий и нравах семинарий

– Здешняя семинария благонравна, – сказал викарий.

– А белгородскую ректор её называл мне буйной [и высказал, что честная чета поздним вечером не может спокойно возвратиться домой с дальней прогулки, побаиваясь, как бы не разлучили ее семинаристы]. Когда учреждена была семинария в Одессе, тогда отчислили в нее духовных воспитанников из Екатеринославля и Кишинева. Я принял их, но скоро узнал, от семинарского врача [что он лечит их, разумеется, не всех, от венерической болезни] нечто такое, о чем и говорить не хочется.

После минутного молчания я продолжал: Наше духовенство есть каста, и как каста имеет прирожденные пороки. Ежели в среде его и являются блестящие дарования, то сила их ослабляется узким образованием и направлением душ в одну сторону, – к колокольням. Наставники семинаристов и академистов большей частью малосведущи и вялы, а которые побойчее и повольнодумнее, те дают им зачатки ложного знания и губят в них веру, насажденную благочестивыми матерями их. У кого из них есть природное красноречие, у того оно, стесненное школьными формами, правилами, или немеет, или не имеет сильного влияния на общество, которое может быть чаруемо, увлекаемо, спасаемо не искусственными хриями и силлогизмами, а словом естественным, живым, пламенным как огонь, шумным как дубрава, благоухающим как цветник, словом разумным, сердечным, таким, в котором слышится глубокое знание человеческого сердца и духовных потребностей общества. А семинаристы и академисты наши, отдаленные от общества, разве имеют такое знание?

В христианской церкви никогда не существовала левитская каста. Святые отцы и учители сей церкви, Дионисий Ареопагит, Игнатий Богоносец, Дионисий Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Иоанн Златоустый, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин и прочие и прочие не были поповичи и не от отцов своих наследовали алтари и кафедры. Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лукиан пресвитер и мученик не учились в таких академиях, каковы наши. И в Русской церкви, до учреждения семинарий, были же священники и архиереи. Но откуда Бог возводил их на спуд, да светят миру? Из семейств мирских.

Когда православные христиане не сами избирают своих пастырей, а равнодушно принимают их из среды поповского сословия, которого духовные недостатки им известны, и когда они видятся с ними только в те часы, в кои нужны им кадило, кропило, деревянное масло, заступ могильный, тогда они утрачивают дар и навык узнавать потребных им вождей духовных, вождей мудрых, святых. А такой дар [и навык] существовал в древней церкви и опытами, позвольте сказать, изощрялся. Амвросий Медиоланский был солдат-губернатор; но народ провидел в нем руководителя к небу, и не ошибся. Благоверный Иустиниан послал графа Ефрема в Антиохию восстановить упавшие от землетрясения стены сего города, а тамошние христиане [узнали] провидели в нем учительного и святого пастыря и возвели его на святительскую кафедру. Жалею об утрате такого предвидения.

– По вашей идее, – заговорил викарий, – духовенство должно быть избирательное. Куда же нам девать семинаристов, дьячков, пономарей?

– Живые пусть живут, а по блаженном успении их вечный покой подаждь им Господи. Вместо же их пусть читают и поют в церквах прихожане, как это ведется у матери нашей церкви Восточной. Что касается до семинаристов, то им найдутся места при архиерейских кафедрах, нуждающихся в даровитых проповедниках, в монастырях, в судилищах, в медицинских академиях, в университетах и полках. Что делать! Лихорадка лечится горькой хиной.

– Ваши идеи произведут полный переворот в нашей церкви.

– Но не такой, какой произойдет в ней от сокращения у нас числа приходов и духовенства.

– Это сокращение предпринято с доброй целью.

– С какой?

– Хотят улучшить быт духовенства назначением ему денежных окладов и этим способом обратить его к исполнению прямых обязанностей его.

– Итак, наше духовенство будет иметь золото и серебро; но, богатое, сможет ли оно [тогда] исцелять больных? – сказал я улыбаясь. От лености и гордости сытого попа, а также в случае болезни его самого, либо жены, либо детей его, младенцы будут умирать без крещения, а хилые старцы и недужные без напутствия св. причастием, в отдаленных от его села деревнях. От сего произойдет охлаждение к нему паствы, а за охлаждением последует обращение её в раскол или ересь. Размножение же отщепенцев не опасно ли для целости церкви и империи?

– Боже сохрани нас от этого зла.

– Ужели все святители наши согласны на уменьшение числа нашего духовенства?

– Каменец-Подольский архиепископ Арсений просил Св. синод оставить приходы в епархии его в прежнем числе в предотвращение пропаганды католиков. Просьба его уважена.

– Светлый ум у него! А скажите, владыка, как распространяются у нас ереси?

– Очень просто, но удачно. Есть у нас ремесленники, которые ходят по деревням и целые месяцы работают там на семьи. Ежели ремесленник еретик, скажем, духоборец, то он принимает на себя личину степенности, благонравия, набожности. Случится: в доме, где он работает, кто-нибудь скажет гнилое слово, или напьется пьян, или поссорится с кем; он начинает вздыхать, молиться, увещевать словами Св. Писания. Сначала не обращают на него внимания, а во второй и третий раз уже слушают его с любопытством. Благосклонность семьи выиграна! Начинается сеяние плевелов.

– Так вот кто у нас апостолы! Портные, сапожники, ковырятели лаптей! Кто же преодолеет их в деревнях и деревушках, находящихся в глуши, когда у нас будет еще менее духовенства?

– К сожалению, наши помещики хотя не хотя прикрывают ереси мужиков своих, боясь лишиться их в случае доноса на них. Ибо их могут угнать на поселение в Сибирь.

– Итак, этими тайными путями ереси расползутся по всей России? Жаль. Но не скорбеть об этом надобно, нет; надобно зажечь многочисленные светильники в нашем отечестве. У нас во тьме шастают дивии звери, ища добычи себе. Хотите ли истребить их? Приготовьте многих духовных пращников.

Затем говорил я о восстановлении у нас патриаршества, о соборовании многочисленных епископов, об упразднении духовных правлений и консисторий и предоставлении судебной власти одним архиереям и советам при них, состоящим из лиц мирских и духовных, о возвращении имений епископиям и монастырям, об упразднении министерства народного просвещения и учебного чиновничества и о подчинении всех училищ Патриарху и Синоду его, о сооружении храмов Божиих в каждой деревне. Но не всякое слово в строку
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/kniga-bytija-moego-dnevniki-i-avtobiograficheskie-zapiski-tom-3/1

Еп. Порфирий (Успенский). Книга Бытия моего. Т.3. Спб., 1896, сс 94-96
***

Про то же самое была речь в 2000-е о киевской семинарии.
Про то же самое была речь в 2000-е о киевской семинарии.
Tags: Богословское образование, Реформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments