диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

АиФ два года назад

Нашел свое старое интервью, которое, кажется, не вывешивал в ЖЖ

http://www.aif.ru/onlineconf/320/1#questions

С 6 по 12 февраля на вопросы читателей AIF.RU ответил Андрей Кураев, диакон, профессор, писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер. Кураев был признан «человеком года» в 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» . В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года». Основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.

Андрей / 09.02.2009 11:04
Уважаемый господин Кураев!
Хотелось бы услышать Ваше мнение о допустимости религиозных программ на общественном телевиденье. Церковь отлучена от государства, почему же она проповедует свои доктрины на ГОСУДАРСТВЕННЫХ теле- и радиоканалах, на каком основании туда допускаются церковные служители? Тот же вопрос о внедрении тихой сапой религии в школьную жизнь. Очевидно, что это противоречит закону об отделении церкви от школы.
В настоящее время открыто достаточно церквей для общения пастырей с паствой, к чему же навязывать религиозную идеологию всему обществу через средства массовой коммуникации и школы? Если есть желание выступать по TV - организуйте на свои деньги собственный канал и вещайте на нем, оставьте в покое ГОСУДАРСТВЕННЫЕ каналы! Я уверен, что большинство в России неверующие и не хотят что бы взамен коммунистической идеологии им навязывали религиозную (я не счетаю, что всякий, кто носит на груди крестик - верущий).

Кураев Андрей Вячеславович
Никакого отлучения церкви от государства быть не может, само по себе слово «отлучение» - термин церковный. А отделение церкви от государства означает очень понятные вещи: церковь не влияет на кадровую политику, внутреннюю, внешнюю политику, равно как и государство не вмешивается в вопросы церковной жизни. Но при этом, как показывает опыт стран мира, взаимодействие между обществом, государством и церковью вполне уместно.

Государственные телеканалы содержатся на деньги из госбюджета, а он формируется из налоговых отчислений всех граждан страны, в том числе религиозных. Поэтому я бы сказал, что непропорционально мало присутствует религиозная тематика на телевидении – у нас процент верующих больше, чем процент религиозных передач в структуре эфира.
Надо сказать, что именно государственные телеканалы постоянно упражняются в выплескивании помоев на церковь. Постоянно в самое рейтинговое время идут антихристианские и антинаучные передачи. Вспомним, как раскручивался «Код Да Винчи» и так далее. Нельзя сказать, что государственные каналы служат интересам церкви. Это не так.
Закона об отделении церкви от школы у нас нет. И в Конституции нет такой нормы. А взаимодействие, напротив, предполагается. Напомню, статья ст. 18 ч. 3 «Закона о свободе совести» (1997 г.) гласит: «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий».

ребе Абрам Гуткин / 09.02.2009 10:32
Почему в русских сказках и анекдотах поп всегда отрицательный персонаж?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 15:35
В анекдотах я вообще не видел положительных персонажей, там все персонажи смешные. Это нормальная черта народной жизни – когда люди смеются над своим, сам жанр анекдота состоит в том, чтобы принижать высокое. Если «Сказку о попе и работнике его Балде» переложить на кого-то другого… Чтобы смеяться над неадекватным поведением попа, необходимо, чтобы в народном сознании у попа уже был высокий моральный статус. Если эту сказку рассказывать про какого-нибудь бонзу, то ведь русский мужик может растерться и не понять, в чем тут соль-то. Мол, кто их знает, этих бонз, может им так себя и положено вести… И если это будет сказка про какого-нибудь раньте или биржевого маклера, она тоже потеряет всякий смысл. Наличие такого рода шуток и сказок как раз означает, что в народном сознании священник – носитель нравственной нормы. А смешным становится как раз непредсказуемое и неочевидное поведение того или иного персонажа. Из этих сказок видно, что в качестве нормы ее рассказчики и слушатели воспринимали именно христианскую мораль.

виктор / 09.02.2009 08:53
скажите, пожалуйста,в раю что делают души? или они ничего не делают, отдыхают?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:01
Не могу сказать, что в раю делают души, потому что в Евангелии есть слова Христа: «Не приходило на ум человеку, что уготовал Господь любящим его». Я могу только вам посоветовать: представьте себе самые радостные минуты вашей жизни, радости душевной, не физической. Умножьте это на бесконечность, и вы получите слабое представление о том, что значит та радость, которую Господь уготовал для нас в вечности.

Мария Ионина / 09.02.2009 08:26
1. Как быть, если грех понимается умом но искреннего раскаяния не приходит?
2. Кого из отцов церкви вы бы посоветовали прочитать в первую очередь?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:05
Искреннее раскаяние есть благодатный дар. Естественно, о всяком даре надо просить. Во время Великого поста мы и просим об этом даре и получаем его.

Слава Богу, у нас в церкви много и древних святых и современных. Бывает даже так, что лекарство, исцеляющее одного, может повредить другому человеку, хотя само по себе лекарство чисто и свято. Нет универсально действующего пособия. Но я бы посоветовал начать со святителя Феофана Затворника, с его замечательной книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». А потом возьмите в руки «Исповедь» блаженного Августина.

геннадий / 09.02.2009 01:06
здраствуйте, у меня такой вопрос, почему у российской империи после петра не было патриарха и только в 1917 году произошли выборы????? заранее спасибо за ответ
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:13
Надо спрашивать об этом именно у Петра. Он боялся, что возникнет оппонент созидаемой им авторитарной империи. Для этого он обезглавил церковь. Когда скончался патриарх Адриан, последний русский патриарх царской поры, Петр не позволил созвать Собор для избрания нового патриарха, а затем заменил патриарха хорошо управляемым Синодом, каждый из членов которого мог быть по императорскому указу заменен на другого. Соответственно, созыв реального Собора, который мог бы реально избрать патриарха, оказался возможен только в период междуцарствия – то есть между Февральской революцией и началом большевистского красного террора.

Александр / 08.02.2009 21:41
Меня больше интересует не сколько средств церковь освоила на постройку храмов, а увеличилось ли количество прихожан, постоянно посещающих церковь. Вопрос не праздный. Я воспринимал бывшего патриарха как обычного чиновника.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:18
Да, конечно. Мы видим, что число храмов возросло во много раз, при этом эти храмы не стоят пустующими. В крупных городах нехватка храмов. Причем чем более университетский город, чем больше в нем студенчества и интеллигенции, тем более он храмы в нем полны. Число прихожан, конечно же, растет. Проблема многих городов в том, что старые храмы расположены в историческом центре города, а люди живут в нвоых спальных районах. Многим людям бывает тяжело ехать через полгорода до ближайшего храма. В Москве очень заметно относительное безлюдье храмах центрального района, откуда люди уже съехали, освободив пространство для офисов и гостиниц и переполненность храмов в спальных районах. Неслучайно патриарх Кирилл, встречаясь с мэром Москвы Лужковым, говорил о том, что необходимо строить много небольших храмов в спальных районах.

Евгений / 08.02.2009 20:58
Известно, что митрополит Антоний(Храповицкий), отец Александр Шмеман, прп. Иустин(Попович), митрополит Антоний Сурожский и многие другие видные богословы и деятели Церкви с большим вниманием относились к наследию Ф.М.Достоевского. Святейший патриарх Кирилл, ещё будучи митрополитом, также неоднократно ссылался на творчество великого писателя. И Вы, отец Андрей, говорили о влиянии на Вас Достоевского встать на путь веры. Есть работы светских учёных о влиянии на Достоевского Священного Писания и святоотеческого наследия. А есть ли какие-либо исследования как Достоевский повлиял на распространение христианства? (Думаю, такой вопрос не покажется натяжкой.) Нельзя ли и в духовных школах уделить внимание изучению творчеству писателя-сердцеведа? Ведь если будущий батюшка внимательно прочтёт и изучит «Записки из подполья», романное «пятикнижие», то не будет со страхом идти на исповедь – как недавно довелось прочитать… Кстати, 9-го февраля - день памяти Ф.М.Достоевского.
С уважением, Евгений
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:21
Конечно, Достоевский и в СССР, и в западном мире воспринимался как свидетель православия – именно совестливого и живого православия, а не «феррапонтовщины». Поэтому я думаю, что мое поколение в значительной степени приблизилось к церкви под влиянием Достоевского.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ / 08.02.2009 19:53
Бог создал Адама и Еву, У них родились сыновья. А от кого рождались внуки?! Где брали женщин для рождения последующих поколений?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:25
Дочери у первой четы тоже были (Быт 5,4). На них и женились их братья.

Татьяна / 08.02.2009 18:19
Скажите, а возможно договориться православной церкви с католической, чтобы Рождество отмечать как католики, а Пасху, как православные? Это очень принципиально? Спасибо.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:28
По этому поводу не стоит даже и договариваться по той причине, что христианский мир уже переболел болезнью тотальной унификации, когда все хотелось свести к одному общему знаменателю. Такая болячка была в истории и католической, и православной церкви. Сейчас мы спокойно, без возмущения воспринимаем то, что у наших соседей праздник в иной день, чем у нас. Не надо друг другу навязывать свои привычки, осуждать друг друга из-за того, что у нас разные праздники. Апостол Павел еще когда сказал – «Никто да не осуждает вас за ваши праздники».

Надо уточнить, что нашей Русской православной церкви в этих вопросах гораздо важнее искать единства не с Римом, а с Иерусалимом. Все эти события произошли все-таки на Святой земле, поэтому с Иерусалимской Церковью нам лучше не расходиться.
Игорь / 08.02.2009 14:29
Бог Вам в помощь, отец Андрей. Про что пишете следующую книгу?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:35
Я думаю, что в конце марта выйдет моя новая книга, называется «Перестройка в Церковь», она посвящена проблемам православного миссионерства, отношениям церкви и внешнего мира – мира культуры, мира молодежной субкультуры и так далее. Книга уже написана, она в типографии. И следующие мои книги будут на эту же тематику, потому что к этому обязывает мое положение как профессора миссиологии Московской духовной академии.
Василий Н. / 08.02.2009 13:44
Добрый день.

Как Вы думаете, где после смерти оказался первый президент России: в раю или в аду?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:37
Я вообще об этом не думаю. Я не считаю полезным размышлять о том, где человек обретается в вечности. Я бы советовал следовать совету замечательного нашего святого старца Силуана, который говорил: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». То есть в аду можно мыслить только себя самого, но именно для того, чтобы встрепенуться и избежать такой участи.

илья / 08.02.2009 13:29
Если спасутся не все,то как,к примеру,может быть счастлива в раю мать,чей сын обречен на вечные муки в аду?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:41
Наверняка мать, чей сын находится под угрозой, сама находясь в Царстве Божьем, в раю, будет все-таки молиться о своем сыне. Если вы хотите более философический ответ, найдите книгу Клайва Льюиса «Расторжение брака» и почитайте ее последние странички.

Дима / 07.02.2009 18:16
Ваше отношение к "Христианскому рэпу" а таже тоношение церкви ;)

http://www.youtube.com/watch?v=1FIUW0UvGO8
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:43
Хорошее отношение. Для меня это не очень близко, утомительно слушать одну и ту же мелодию или даже отсутствие таковой. Но если оценивать христианский рэп с точки зрения содержания, там, как и в любой поэзии, будут удачи и неудачи. А поэзия может воплощать и передавать любые убеждения – в том числе и христианские.

Двоедушный / 07.02.2009 17:10
Ваше отношение к деятельности Дворкина А.Л? Не дискредитирует ли он РПЦ и христианство?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 16:49
Александр Дворкин уже много лет старается оповестить людей, и церковных, и нецерковных, о нерекламных аспектах жизни сект. Для того чтобы человек мог быть свободен в своем выборе, в его кругозоре должна быть не только реклама различных секточек, но и спорные, мягко говоря, аспекты их вероучения, практики и истории. У Александра Леонидовича в этом смысле непростая работа, он копит информацию именно о подранках духовной войны, об инвалидах духовного поиска, неудачниках, для того чтобы предостеречь людей. Грубо говоря, Дворкин занимается тем же, чем и Союз защиты потребителей, который предупреждает о том, что не все, что поступает на рынок, доброкачественно и полезно для здоровья.

Александр / 07.02.2009 01:58
Бог Вам в помощь и терпения, которое, судя по всему, Вам понадобится при чтении множества заданных "неспокойных" вопросов. Спокойствия душевного в связи с этим нелегким трудом искренне желаю.
Я не хочу, как многие пишущие задавать сложных вопросов "где был Бог, когда мне или моим родным было плохо, почему Он не помог?", "почему в мире не царит справедливость, или почему я ее не вижу?", "зачем церкви собственность - может ей и так хорошо?", "чем священник лучше меня? - может я тоже хочу все иметь как священники, только вот без этих ночных служб, или вообще без всякой службы, все равно чего делать запомнить не смогу", "Почему сборная России не умеет играть в футбол, а Русская Православная Церковь не умеет ни молиться, ни любить ближнего, ни может научить верить, и почему они у меня не спросят?", "как начать верить и полагаться на Бога, если с детства учили что Его нет, а человек - венец Творения, и вообще, а что мне за это будет?", "хочу ещё немножко погрешить, если я еще не старый – зачем мне сейчас каяться?", "пословица гласит: грехи священника не людям считать - а чертям, так почему я чувствую в себе такое право?", "а я просто незрелая и не вменяемая личность - и чё?", "еще я чувствую, что мне дано меньше чем другим, так когда же Бог придет и попросит у меня прощенья за то, что Он так меня обидел?", и многие другие.
У меня вопрос сугубо практический. Но сначала немного о себе.
Меня не сильно била жизнь, но била. И била так точно и так во время, чтобы навсегда запомнил, как поступать в жизни нельзя, провела по краю пропасти, дала заглянуть в пустоту, но не сбросила. Спасала молитва и вера, молитвы родителей, заступничество предков, ангела-хранителя и милость Божья.
И вроде бы как жизнь меня немного "огранила", но брильянта так и не получилось. Так стеклышко. Солнышко попадет – светится, нет лучика – нет и света. В церковь не хожу, но услышу богословов на православном телевидении ощущаю радость, долго не слышу слова Божия – пусто все, тоска, уныние и мрак. Достаточно хорошо образован. К знаниям стремлюсь, иностранные языки самостоятельно изучаю, в своей области стал достойным специалистом (разделяю мнение, что эксперт – тот, кто в определенной узкой области совершил наибольшее количество ошибок и осознал их, а профессионал – тот, кто выполнил очень много похожей работы, но при частом изменении тех или иных условий ее выполнения). Служащий. Как человек хорошо знающий законодательство каждый день стараюсь направлять сослуживцев по пути исполнения, применения закона, так как действительно считаю, что современное законодательство предлагает достаточно разумные правила жизни человека в обществе и безболезненные способы разрешения многих жизненных ситуаций с помощью правовых средств. Конечно все до определенных пределов. Так как человечество только еще открывает как физические, так и социальные законы мироздания (большинство из которых ни физики, ни социологи еще не знают), а установить взаимосвязь или соотношение этих законов не под силу ни самому современному компьютеру, ни уж, тем более, ни одному человеку, то умножив все это на 7 миллиардов человек со свободной волей (и исчезающей нравственостью), поймем, что будущее наше всегда будет непредсказуемо. Провидение будет вмешиваться в нашу жизнь и наши планы, и иногда это вмешательство может быть неожиданным и болезненным. Но весь мой предыдущий жизненный опыт говорит, что спасает только вера, что жить и работать надо по совести, стремиться к справедливости по возможности. И в обиду себя не давать, конечно.
И вот мой вопрос.
Подскажите, какие книги можно почитать, чтобы иметь, так сказать, "на дому" "комментарий" к Слову Божию, источник Света и Правды, объяснения и свидетельства людей, глубоко понимающих Жизнь, и настоящие законы Жизни.
Чтобы в современном мире обмана, подмены понятий, лжи, двойных стандартов, невежества и страха, иметь пособие о том, как относиться к тем или иным вещам, как жить правильно, для общего блага. Даже если мне по моей немощи человеческой не суждено будет победить то плохое, что есть во мне или суждено будет оступиться, смогу хотя бы перед совестью своей оправдаться, что не отказался от того во что верил, и представившейся мне возможностью получить Вашу квалифицированную помощь воспользовался.
Понимаю, что нуждаюсь и болен, разрушаю себя страстями (в последнее время "запиваю" и "заедаю" стресс от нервной работы, против уныния борюсь "улучшая настроение", что помогает ненадолго).
Прошу Вашего совета как человека знающего предмет, и пропустившего через себя знания и опыт в этой важнейшей области знаний.
Какие труды из всего наследия Православия может прочитать современный человек. От получения элементарных знаний, вводных понятий, до более глубокого понимания окружающей нас действительности?
Слышал о трудах святых отцов, особенно Святителя Игнатия Брянчанинова, работах профессора Осипова, и, конечно, о Ваших работах.
Буду благодарен Вам за любой совет.

С уважением, Александр.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:01
Люди очень разные. Поэтому если, скажем, человек интересуется вероучением, советую взять книги Владимира Николаевича Лосского. Если человека интересуют вопросы духовной жизни, монашеской – возьмите «Лестницу» преподобного Иоанна Лествичника, классику монашеской литературы. Если вас интересуют вопросы христианской этики, то это труды митрополита Антония Сурожского. Если вас интересуют вопросы символики богослужения, то это книги митрополита Вениамина Федченкова. Если вам более интересно сравнение православия с другими религиями, здесь могут оказаться полезными в том числе и мои книги.

илья / 06.02.2009 23:42
Каким образом,перед вторым пришествием Христа,придут на землю ветхозаветные пророки Енох и Илия,и как их узнать?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:08
Я думаю, узнать их можно будет прежде всего по содержанию их проповедей. Эти пророки, которые не умерли в ветхозаветные времена, они были, согласно Библии, живьем взяты на небо, и они вернутся, чтобы умереть. А умрут они потому, что они будут обращаться прежде всего к еврейскому народу, из которого они произошли в своей земной жизни. И они будут предостерегать еврейский народ - чтобы собратья их не сделали трагическую ошибку, не приняли лжемессию за истинного Христа. Время проповеди пророка Илии – когда сам Израиль будет убежден, что ожидаемый им царь, мессия пришел. Илия и будет послан для обнажения произошедшего расхождения мнения иудеев с замыслом Божиим. Енох и Илия – это шанс для еврейского народа и знамение для христиан.

елена / 06.02.2009 20:04
Когда начнетсмя миссонерская деятельность священнослужителей в России. Почему 19 лет священнослужители только забирают имущество и восстанавливают храмы , но не восстанавливают души. Почему не построили приюты убигим и больным, а настроили себе дома и целые посады. Почему нет пансионатов для матерей одиночек с детьми а практически все разъезжают и имеют очень дорогие авто... Где милость божья к ближнему. Не видно ее. Не видно . что вы любите свой народ . Не видно, что готовы жертвовать своим благополучием ю.. чтобы не пролилась слеза ребенка. Когда вы повернетесь к народу лицом...И совсем быстротечно провели избирание на престол,что указывает на несогласие Кириила с Алексием Вторым.
Кирил хотел все церковные книги перевести на современный русский язык .Каких это будет затрат . Разве это сейчас самое главное . Главное создать канал на ТВ и вещать все 24 часа о вере и проводить службы
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:25
Это разные вещи. Миссионерская деятельность началась, как только это стало хоть чуть-чуть возможно. Она до конца не прекращалась и в советские годы. Например, моя первая публичная лекция прошла в феврале 88-го года в коломенском пединституте. В мае 88-го отец Александр Мень стал выступать со своими публичными лекциями. Но миссионер – это не только тот, кто ездит по стране и читает лекции. Может быть миссионерство вполне приходского, семейного, локального уровня. Могут быть беседы не только священников, но и мирян. В раннехристианской истории мы видим, что принимали христианство сотни народов, но лишь для небольшого количества этих народов мы можем назвать имена тех, кто же именно их привел к вере. Дело в том, что в большинстве случаев такими миссионерами были просто безымянные женщины, христианки, которых варвары пленяли в своих набегах. Так складывались межплеменные, межрелигиозные браки. Своих детей, зачатых и рожденных на чужбине, христианские наложницы воспитывали в своей родной вере. Так потихонечку распространялось христианство. Вот и сегодня есть громкие миссионерские акции, а есть тихий рост семейной Церкви.
И все же сегодня общественное ожидание нашего слова превышает наши возможности. Поэтому приходится с болью говорить о кризисе или даже провале православного миссионерского служения…

Что касается строительства приютов для убогих и сирот, есть известное правило – прежде чем чем-то делиться, надо это иметь. Есть сказки о том, что наша церковь богата, но не надо путать роскошь патриаршего храма Христа Спасителя и реальную жизнь множества сельских храмов, храмов в рабочих поселках и небольших городах. Чтобы что-то дать, надо это у кого-то взять. У прихожан? Они по большей части и так бедны… А спонсоры готовы жертвовать на что-то большое и грандиозное, осязаемое, но не на благотворительные проекты. Вот сейчас некоторые спонсоры из-за кризиса перестали помогать общине сестер милосердия, созданной о. Аркадием Шатовым при московской первой градской больнице… Если кто-то сможет хоть малость помощь этим подвижницам и опекаемым ими старикам – умоляю, найдите эту общину!

елена / 06.02.2009 19:52
Когда духовенство откажется от продажи водки и сигарет без акциза и не будет требовать имущество музеев и музеи от народа.
Видно церковб не извлекла уроки революции 1917 года и гонений.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:33
Что касается безакцизной торговли алкоголем и сигаретами – это эпизод 97-98-го года. Тогда же митрополиту Кириллу, не сразу, но удалось добиться от патриархии прекращения такого рода деятельности. Ничего незаконного в ней не было, она происходила по решению правительства РФ, но, конечно, моральная двусмысленность в тех операциях присутствует.
Музеи…У народа нет музеев. Есть музеи частные, есть государственные. Отождествлять наше милое олигархическое государство и народ можно только в какой-то безудержной и слепой этатистской эйфории... Наполнение же этих музеев разное. В них есть предметы, место которых в храме, которые для религиозного употребления создавались. Среди таких предметов есть такие, которые нельзя возвращать в богослужебную жизнь ради их же сохранности. Их можно хранить в епархиальных музеях. Но не надо их прятать в запасниках. Почему при реконструкции Третьяковки нельзя предусмотреть несколько залов, оформленных как храм, и именно там поместить наиболее ценные иконы? Остальные же, невыставляемые, т.е. спрятанные государством от народа, передать в церковные руки при условии их экспозиции и свободного доступа к ним. Пример такого сотрудничества – Троице-Сергиева Лавра.

Ростислав / 06.02.2009 18:13
Добрый день, Батющка Андрей Вячеславович!

Пишет Вам православный из Москвы, у которого жена - католичка, и наш ребенок крещен в православии.

Известно, что с давних пор между Православными и католиками существуют серьезные догматические, иделологические и т.п. расхождения и споры.

В нынешних современных условиях глобализации какова нынешняя позиция РПЦ в отношении католической церкви и католиков:
Говоря простым языком, они - догматические враги и еретики, с которыми можно лишь для вежливости поддерживать дипломатические контакты и нельзя посещять их костелы, или же они - лишь частично заблуждаются по вине их прошлого руководства (папских соборов), но при этом являются такими же христинами и
ближними братьями.
Если скорее второе, чем первое, то каковы перспективы встречи нашего Патриарха и их Папы и иного сближения церквей. Говоря языком юриста, могут ли эти 2 церкви в будущем пойти на общие уступки в толковании основных церковных законов, может быть путем выработки более оптекаемых формулировок для, если не воссоединения, то хотя бы дружеского сближения церквей?

Также известно, что католическая церковь и Ватикан имеют очень богатую и высоко организованную систему воспитания молодежи, особенно в Европе: огромное количество университетов, молодежных и туристических баз, спортивных лагерей, кружков, которые действуют под эгидой католической церкви, на базе ее монастырей, спонсируются ею и позволяют детям и подросткам, в том числе из бедных семей, изучая религию, путешествовать по разным странам, заниматься спортом за небольшую плату или бесплатно. Например, недавно прошел съезд мировой католической молодежи в Австралии, где была встреча с Папой. При этом подросткам со всего мира организовывались помимо совместных молитв интересные экскурсии, поездки и тп. и все за символическую плату.

Может следует РПЦ поучиться у католиков западных развитых стран, так сказать, религиозному менеджменту в части АКТИВНОГО вовлечения молодежи в церковную жизнь, строительству православной образовательной и спортивной инфраструктуры? Может следует чаще устраивать культурные и образовательные обмены между представителями РПЦ, ее паствы и католической церковью, особенно европейских стран?

Что делает РПЦ, чтобы уберечь православную молодежь от наркомании, курения, алкоголизма и гибели их молодых душ? Почему в нашей стране происходят такие страшные случаи, как недавний в Питере, когда молодые готы на куски порубили свою 16-летнюю подругу и съели ее? Может священникам РПЦ нужно чаще бывать в школах, университетах и брать на себя бОльшую ответственность за воспитание молодежи?

Извините меня грешного, ради Бога, если мои вопросы в чем то некорректны.

Спасибо и Всего Вам доброго.

С уважением,
Ростислав
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:44
Несомненно, мы не закрыты от того, чтобы учесть опыт других христианских церквей в общении с молодежью. Есть какие-то вещи, которые являются общечеловеческими. Если ты хочешь, чтобы тебя услышали, надо найти нужную интонацию для беседы, нужный формат. В этом смысле не так уж важно, кто первый этот формат нашел, если он окажется совместим с христианской этикой, правдой жизни, человеческой психологией – почему бы его не взять? Такое заимствование опыта происходило постоянно, на протяжении веков. А что-то из нашего опыта заимствовал западный мир. Скажем, во всех католических храмах Европы мы видим иконы Рублевского стиля. Наши вероучительные разделения не означают, что мы друг от друга изолированы и не можем ничему друг у друга учиться.

Федор / 06.02.2009 18:06
Здравствуйте, о. Андрей. Не будучи знаком лично, Вы для меня уже как родной. Тут 3 февраля на похожем мероприятии у "Коммерсанта" я задал вопрос. Но с удивлением обнаружил, сколь элегантно Вы ушли от него. Могли бы просто написать "не знаю". Образ ученого и профессора в глазах публики от этого, вероятно, пострадал бы, но внутреннее уважение сохранили. Впрочем, Господь милостив. Вновь дает шанс - одному получить ответ, другому - явить во всей красе свой богословский дар.
Итак. Каждый день воссылаются молитвы о богохранимой стране, властях и воинстве (о чем Вы ,вероятно, наслышаны). Но результат не впечатляет. Среди тех, кто призван на общественное служение (или выбрал сам), никаких перемен. Воруют, заискивают, врут как дышат, глупы как пробки (надеюсь, примеров не потребуете). Напрашивается нелепая картина: Бог получает наши прошения и не помогает, поскольку мы слишком общо выражаемся: говорим "помоги", а в чём конкретно - не указываем. Он, соответственно, слушает это "пение" и не понимает, в чем нуждаются его чада. И расценивает молитвы "о властех...", как просьбу, чтобы они просто были и здравствовали.
Вопрос: может быть, Церкви точнее формулировать свои прошения к Богу на сей счет? Молимся же о дожде во время засухи. Может, начать воссылать соборные молитвы о ниспослании роста цен на энергоносители, об исцелении конкретных государственных мужей от губительной для всех тупости?
P.S. Не настаиваю. Но если и в этот раз возникнет непреодолимое желание манкировать ответом, попробуйте представить, как бы отреагировал на этот вопрос Христос. Интересно, смог бы ответить Он.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 17:48
Я не думаю, что церковные молитвы должны соответствовать газетной повестке дня. Конечно, в каких-то выдающихся случаях – угроза войны, начавшаяся война, эпидемия – действительно, церковь может отозваться особой молитвой. Но кризис угрожает не жизни, а амбициям и аппетиту. Поэтому не думаю, он станет центром наших молитв ко Господу. Я бы в эти дни молился так: «Господи, укрепи сердца людей, даруй им мужество к рождению детей даже вопреки беспокойству о собственном будущем».

Попробуйте, возьмите в руки Евангелие, попробуйте, не читая больше никаких книг по Римской Империи 1-го века, только из проповедей Христа нарисуйте картинку, какие были проблемы в экономической и политической жизни Римской Империи 1-го столетия. Я вас уверяю, у вас ничего не получится.

Алексей / 06.02.2009 17:45
Православные говорят, что у них единственно правильная вера.
То же говорят католики. То же говорят мусульмане, свидетели иеговы и дианетики и т.д.
Как в такой ситуации выбирать?
Или все веры правильные?
Или только одна?
Или может быть ни одной?
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 18:12
Было бы странно встретить человека, который заранее бы сказал: моя вера неправильная, вы со мной не соглашайтесь. Естественно, что каждый человек убежден в правоте своей позиции – в том числе верующие и атеисты. Как выбирать? Так же, как вы выбираете жену или профессию. Надо смотреть людям в глаза, надо думать, надо собирать информацию. Надо по возможности ознакомиться с первоисточниками данной религии, с ее базовыми текстами, с традицией толкования этих текстов, уметь задавать вопросы о том, в чем ваши различия, почему вы на этом настаиваете, а другие люди об этом же говорят иначе. Должна быть культура поиска и собеседников, и книг, культура постановки вопросов, культура поиска ответов на них. А иногда все решается просто интуицией, чудом встречи с Богом или с человеком, через глаза которого, совесть и поступки Бог заглянул в наш мир и в твою судьбу. Без влюбленности не найти ни жену ни веру.

ЕВГЕНИЙ / 06.02.2009 17:45
добрый день!должны ли постить военнослужащие и больные (язва двенадцатиперстной кишки)?
СПАСИБО!
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 18:29
Нет, не должны. Еще Петр Первый просил патриарха избавить его и армию от тягот поста: мы, мол, все время в походе. И все же поститься можно и в армии. В советские времена верующие ребята в армии не отделяли мясо от макарон, когда им подавали макароны по-флотски, но они отказывались от масла. Здесь вопрос не в калориях, а в готовности к жертве. В армии (а не дома) отказ от масла – это поступок. Также и для ребенка: отказаться от мороженого – для него поступок гораздо больший, чем отказаться от куска мяса. Пост может быть не только в еде, может быть пост в потреблении информационных продуктов, в ограничении общения. Поэтому хотя в части кулинарной у служащих и больных есть послабление в посте, но это не означает, что они вообще про пост могут забыть.

Наталья / 06.02.2009 17:19
Ваше отношение к Русской Православной Старообрядческой Церкви ?
И отдельно -отношение Ваше к ее главе Митрополиту Корнилию.
Несколько слов о Расколе 17 века и Патриархе Никоне.
Кураев Андрей Вячеславович / 09.02 18:38
Про главу старообрядческой церкви я просто ничего не знаю, не интересовался этим. Особого отношения к современной старообрядческой церкви у меня, честно говоря, просто нет. Это не тема, которая меня серьезно беспокоит. Я только скажу, как я уже говорил на конференции в «Коммерсанте», меня скорее испугает известие о том, что у нас начался серьезный переговорный процесс о соединении со старообрядцами. По той причине, что когда ведешь диалог с целью соединения, достижения консенсуса, ты должен научиться смотреть на себя глазами своего партнера по диалогу. Причем его глазами ты должен смотреть на себя даже вне зала переговоров. И вдали от него надо беспокоиться: «А что на это скажет княгиня Марья Алексевна?!»
Пусть твоего партнера нет рядом, но слух о том, что я сейчас делаю, до него донесется. И как же он отреагирует? Представьте себе, мы начинаем диалог с митрополитом Корнелием, а затем меня зовет Шевчук на рок-концерт. Я тогда начинаю думать: а что скажет митрополит Корнелий, если узнает, что я пошел на рок-концерт? Староверческий митрополит спросит себя: а протопоп Аавкум ходил ли на рок-концерты? И тут же он получит ответ – нет, не ходил. Значит, хождения никониян на такие злодейства противоречат древнему благочестию…
Зная о такой реакции, я должен буду сказать Шевчуку: прости, Юлианович, на этот раз без меня, я к твоей молодежи не пойду, мне важнее бабушки с Рогожского кладбища.
Нет, не надо Церковь запирать на Рогожском кладбище. А вот примирение со староверами – дело доброе. И с нашей стороны это есть. Заметьте, я не видел ни одной книги, написанной нашими богословами за последние 30 лет с полемикой против старообрядцев. Мы ведем полемику с протестантами, с католиками, с буддистами, рериховцами и так далее, но не со староверами. Психологически у нас к ним доброе отношение, совсем не полемическое. Мы полагаем, что в самом староверии есть частичная правда, но она очень частичная. Если это умонастроение накроет всю церковь, то это будет катастрофа. А как частный путь церковной жизни этот стиль имеет право на существование.

ОКОНЧАНИЕ НИЖЕ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →