диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Однофамилец и тезка нашего патриарха

"Можно ли построить счастливый мир на слезинке одного невинно замученного ребенка, спрашивает Ф. М. Достоевский. И ответ здесь не сводится к простому «да» или «нет». Если для достижения цели применяются средства, по сути своей противоположные цели, то такой цели никогда не достигнуть: средства заслонят собой цель, и цель превратится в пустую риторику.

Если достижение мира предполагается осуществлять через довооружение, модернизацию и без того изощренного оружия, рост устрашения, милитаризацию космоса и т. д., то, видимо, мир достигнут не будет. Слова о мире просто станут частью политической риторики. Мир будет прочно заслонен иными целями, на достижение которых необходимо расходовать энергию, ресурсы, интеллектуальный потенциал, творческое вдохновение и жизнь людей. Поддержание мира «с позиции силы» требует слишком много сил и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижение прочного мира в отдаленную и малореалистичную перспективу.

митрополит Смоленский Кирилл // ЖМП 1991, № 6, с 54.

Сейчас тренд другой: "мы должны быть сильными, чтобы заставить себя уважать".


***
Общество наше сегодня перед лицом экономических неудач и раздражающей неразберихи имеет страстное желание через создание эффективной экономической системы выйти на тот высокий уровень потребления, который существует в иных странах. Оставляя в стороне вопрос о том, насколько нравственно оправданы современные потребительские стандарты в богатых странах, следует подчеркнуть, что само по себе стремление к материальному благополучию свойственно человеку. Сегодня такое благополучие необходимо и для нравственного здоровья нации, ибо нищенские условия жизни оскорбляют личность, попирают человеческое достоинство, провоцируют нравственную деградацию. Изматывающее и душу, и тело стояние в очередях к пустым прилавкам, погоня за дефицитом, возникающие на этой почве недоброжелательность и зависть ожесточают людей, разрушают ткань нормальных человеческих отношений. Для того чтобы превозмочь крайне опасные для духовной жизни человека кошмары нашего быта, мы действительно должны бороться за эффективную экономику, в условиях которой стало бы возможным гармоничное развитие личности.

Однако сегодня следует поставить и иной вопрос: будет ли эффективная экономика синонимом общественного благополучия, если из этой экономики выпадает такое понятие, как справедливость? Может ли эффективная экономика без справедливости обеспечить подлинное развитие личности и общества?
Позвольте перефразировать слова Достоевского: готово ли наше общество к тому, чтобы построить богатую жизнь на слезинке одного замученного ребенка? Это не риторический вопрос, это вопрос соотнесения средств и целей, в этом вопросе огромное нравственное напряжение. И его предстоит решить в самое ближайшее время. Нужно ясно сказать, какую цену мы как общество готовы заплатить за свое будущее материальное благополучие, какими средствами мы желаем строить эффективную экономику.


Выступление архиепископа Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА на XIX съезде профсоюзов в Кремлевском Дворце съездов

23 октября 1990 года

ЖМП 1991,№2

Сегодня принято говорить о том, что советское время это время "солидарности".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →