диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Питирим Нечаев is it

Из стенограммы 4 съезда народных депутатов СССР
20 дек 1990

Нечаев К. В., митрополит Питирим, председатель Издательского отдела Московского патриархии. (От Советского фонда культуры).

Я выступаю по поручению экологической группы депутатов. Не хотелось бы использовать общую схему, говоря о наших недостатках, но такая уж, видимо, ситуация, что без этого не обойтись.
Начну с телеграммы: «Трудящиеся николаевского района ставят вас в известность (телеграмма адресована депутатам Гаер и Десятову), что Многовершинный горно-обогатительный комбинат (Приморзолото) вопреки всем решениям, со всеми возможными нарушениями завез 65 тонн, а по уточненным данным —147 тонн цианидов и намерен в декабре осуществить запуск ГОКа без окончательного заключения экологической комиссии на уровне России, что вызовет уничтожение всего живого в низовьях Амура. Решительно требуем прекратить это безобразие Приморзолота. По поручению избирателей председатель поселкового Cовета».

Загублена Волга, иссыхает Арал, отравлено Азовское море, гибнет Байкал. За последние 5—10 лет катастрофически сокращаются их акватории. В Приморском крае, где мне пришлось быть месяц назад, фактически уничтожен лосось: в 1913 году в Амуре добывали 100 тыс. лососевых рыб, теперь — 6 тысяч.
Средний возраст жизни в нашей стране на десять лет ниже, чем в промышленно развитых странах, — последнее место в пятом десятке. В ноябре прошлого года принято Постановление Верховного Совета СССР о неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны. Увы, оно не выполняется, причем заинтересованные министерства и ведомства требуют отмены отдельных пунктов, а то и просто игнорируют их. В стране возникает опасная дискредитация экологического движения, которое якобы препятствует экономическому развитию.

Есть и другие процессы, которые чрезвычайно тревожны не только для нашей страны, но и для всего мира. Это миграция населения, переселение из деревни в город, урбанизация страны. Однако, как известно, во многих промышленных странах примерно 3 процента населения кормят всех, наши сельские труженики бегут в город, потому что в деревне стало худо.

Впереди — переход к рыночным отношениям, а при отсталой технологии производства это означает интенсификацию использования природных ресурсов. Это то, что мы называли хищническим способом их использования. Приходится наблюдать, когда даже такой исконно народный промысел, как добыча кедровых орехов, сопровождается уничтожением двухсотлетнего кедра. И все это происходит у нас на глазах.

Но неужели все так плохо? Мне кажется, совсем нет — есть и надежда, и выход. Нам нужно принять настоящие и, может быть, даже суровые меры государственного порядка в peшении экологических проблем, усилить и сделать последовательным законодательство о природопользовании, идти к его улучшению, а не к ухудшению, как недавно мы слышали в peчи нашего Президента. Необходимо не отраслевое, а государственное финансирование охраны npироды (не буду перечислять всевозможные законоположения и акты, которые мы должны разработать и ввести в действие, имея при этом настоящие, нормальные исполнительные органы).

Переход на природоохранное пользование сейчас идет по пути строительства очистных сооружений на действующих предприятиях и создания национальных парков. Нам надо подумать о том, чтобы создать зоны, защищенные законом от загрязнения, хищнического, неграмотного использования, как наше национальное достояние, где бы оно ни было — в самых ближних и дальних уголках нашей земли.
И наконец, хотелось бы сказать о том, что экономика не может быть безнравственной. Две недели назад в Москве создан центр по переподготовке специалистов, курсы менеджеров, которых будут посылать за рубеж. Но если мы не создадим прежде всего человека, который имеет не только права и обязанности, но и представляет себе, что он гражданин своего Отечества, что он духовен по своему существу, что его деятельность прежде всего нравственная (а нравственность созидательна), без этого мы не продвинемся ни в экологии, ни в экономике. Да и на союзном рынке у нас будет действовать закон, как говорили в старину, предпринимательства бессовестного, а не высокой, настоящей структуры русского купца.
Мне кажется, что экология должна быть включена в аспект тех проблем, которые называются государственной безопасностью, и все силы нашего общества должны быть объединены вокруг этого. Земля должна получить своего хозяина, хозяина грамотного, бережливого и совестливого. Мы должны сейчас всех, кто получает землю, снабдить прежде всего необходимым инвентарем для того, чтобы земля использовалась грамотно, чтобы сохранить каждый сантиметр чернозема, который выветривается в черноземной полосе и о котором мы не знаем в нашем так называемом Нечерноземье.
Практические шаги в этом направлении сделаны в Старицком районе Тверской области. Пусть это пока совсем маленький уголок, но там уже проводятся соответствующие работы, которые, надеюсь, к осени 1991 года дадут свои позитивные результаты.
Нам прежде всего нужно вспомнить о том, что мы живем на своей земле, которая унаследована за более чем тысячелетнюю историю от наших праотцов. Перед ними мы в ответе, а также перед теми, кто придет вслед за нами, кто будет судить нас строго по совести и по объективным результатам нашей экономической и общественной деятельности.

Призываю всех - и избирателей, и депутатов, и Председателей Верховных Светов, и президентов—объединиться. Может быть, мы дадим себе на время передышку в спорах, в дележе несуществующего имущества, кстати, уже растраченного, для того, чтобы собрать новое и с ним войти в будущее.

Хотел бы особо обратиться к нашему Президенту. Михаил Сергеевич, люди доверили Вам свою надежду, не дайте им потерять ее. Пусть и Бог, и люди нам помогут на этом нашем пути. (Аплодисменты).

***
У Питирима так было всегда: актуально-беспредметно.

В жизни я не видел более чарующего и влюбляющего в себя собеседника. Причем это было не естественное обаяние, а именно сознательная психотехническая игра.
Со мной при знакомстве (и вербовке на работу в ЖМП) он долго и увлекательно говорил о многом – о своих планах создать конезавод в Иосифо-Волоцком монастыре (тогда еще не действующем, но Питирим носил титул Волоколамского епископа). О том, что немцы обещали ему семена какой-то чудо-картошки.

…В конце 80-х в Москву впервые приехали западные издатели православной литературы на русском языке: «ИМКА-пресс», «Жизнь с Богом» и Никита Струве от "Вестника РХД". Они хотели обсудить с Питиримом планы совместной издательско-миссионерской деятельности. Он их принял крайне радушно. Но, как рассказывал парижанин Никита Струве, уже выходя из здания издательства патриархии, «мы переглянулись и вдруг поняли, что за все три часа нашей беседы слово «книга» не прозвучало ни разу». И лишь когда морок питиримовского очарования отключился, его жертвы поняли, что их попросту «заболтали» и рассмеялись…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments