диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Основа православной культуры

- замонашить все, что можно и чего нельзя. Только один пример праведности навязчиво и веками преподносит "Матерь-Церковь" - пример бездетных одиночек.

Монашество как институт, как мощное движение (а не маргинальный подвиг одиночек) родилось как протест против той версии христианства-лайт, что стала майнстримом при императоре Константине.

Еще вчера принятие крещения было равносильно собственноручной подаче заявления в местный обком: «прошу казнить меня по собственному желанию». Но теперь воцерковление стало социальным лифтом, путем карьеры и социальной имитации. И тогдашние Алеши Карамазовы решили: не могу я вместо «всего» отдать лишь пять копеек, а вместо «иди за Мной» просто ходить к обедне. Монашество осознавало себя как бескровное мученичество, то есть как продолжение мученичества вопреки новым комфортным условиям.

Это было очень красиво и убедительно: словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?

Монашество дало прекрасные судьбы и примеры. Оно влюбило в себя церковь. И тем самым вытеснило саму возможность иных влюбленностей, иных путей, иных образцов.
Оно на корню убило иные возможности мирянской праведности. Не сложились в церковном сознании иконостасы из святых чиновников-не-берущих-взяток, или честных купцов, или крестьян, "скоты милующих", или женщин, которые вопреки дивной и жалостливой украинской народной песне все же дали положительный ответ на вопрос "Хiба ж хто кохає нерiдних дiтей?".

Монашество, начавшись как бегство от власти и городов, вернулось и туда и туда (порой даже вопреки своему желанию). Оно стало властной монополией. Корпоративные и психологические проблемы этой группы людей были объявлены главными темами духовной жизни. Они сами создавали себе проблемы и героически их преодолевали (заметьте, я говорю не о плохих монахах, а именно о хороших). И тот, кто стоял в стороне от этой их келейно-постельной войны, стал считаться дезертиром духовного фронта.

В итоге за полторы тысячи лет их церковного всевластия практически ни один семейный человек не был монахами допущен ко внесению во святцы (если он не мученик не юродивый и не царь). Ни одного даже священника (буде он женат) не допускали вплоть до канонизации о. Алексия Мечева в середине 1990х годов.

Святая Иулиания? Но и она "упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании" https://days.pravoslavie.ru/Life/life6659.htm

Остается лишь один Филарет Милостивый. Монахи и ему навязали свою парадигму святости: "Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению". https://pravoslavie.ru/58091.html

Поучимся у него создавать счастливое будущее для своих детей: внучку он выдал за жениха, которого та и в глаза не видела. Правда, это был император Константин Шестой. Который вскоре заставил ее принять монашеский постриг. И этим вверг церковь в вековой раскол ("см. "михианская схизма").

Ах да, еще у него "было также множество рабов с женщинами и детьми" (Повесть о житии Филарета Милостивого // Византийские легенды Лд., 1972, с. 99).

В семье не спастись - это неписаный догмат монахолюбивого православия.
Понятно, отчего у "великих пустынников" (= святых отцов) напрасно искать советы по воспитанию детей и подростков или по трудным вопросам семейной жизни. Они или банальны, или токсичны. Для семейных "сокровищница церковного предания" почти пуста.

И вот - свежий симптом это болезненной односторонности:
тамбовский митрополит попросил губернатора присвоить ПЕРИНАТАЛЬНОМУ центру имя ПРЕПОДОБНОЙ Марфы.

Перинатальный период — период от 28 (22) недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через неделю после рождения.

Ну вот о ком еще в эти дни женщине думать, к кому обращать свои мысли, как не к той, которая "мужа не знала"?!


***
Марфа с малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а в последствии не употребляла даже рыбы и постного масла.
Еще ребенком Марфа часто среди ночи вставала со свой постели и начинала молиться перед иконами. Когда няня, а затем мать начинала бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью “светлый юноша” являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

Мир тяготил ее своей суетой и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя”, — так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель.


Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных монастырях и после приходили к ней с изъявлением благодарности.

По смерти матери,она сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения, в безмолвии содеваемого. Затем вокруг сестер отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное — желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями.
Марфа постоянно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изучая в них высокие образцы христианского подвижничества.
… В последний раз собрала она теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами.
В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница”.

http://www.eparhia-tmb.ru/index.php/o-eparxii/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/prepodobnaya-marfa/

***














http://znak.city/zametki/181-guba-ne-dura-o-chem-mitropolit-feodosij-poprosil-gubernatora-nikitina.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 221 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →