диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

По ту сторону иконы



Императрица Ирина с сыном на Седьмом Вселенском соборе
(фрагмент фрески Дионисия, XV век; Ферапонтов мон.)


Может, 16-летний мальчик на этой фреске и был в тот год своей жизни святым. Но потом он стал обычной сволочью.

Уже через год, воспользовавшись землетрясением, этот мальчик с нимбом подерется со своей матерью (буквально: св. Феофан Исповедник под 782 годом) они взаимно посвергают-пересажают друг друга, но армия все же поддержит его. Пройдут годы - и святая мама Ирина в конце концов выколет глазки своему сыночку. Причем в той же комнате, где она его и родила..

Но вспомнил я про него из-за того, что после моей записи про монашество как "основу православной культуры" https://diak-kuraev.livejournal.com/1787585.html
мне стали тыкать примером святого семейного человека - Филарета Милостивого.

Одно исключение от от меняет общего правила. Но все равно полезно вчитаться. И обнаружить, что монахи и ему навязали свою парадигму святости: "Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению".
https://pravoslavie.ru/58091.html

Но все же - сможем ли мы узнать у него рецепты мира в семье? Кто дерзнет создать счастливое будущее для своих детей по его примеру?

Дело в том, что внучку он выдал за жениха, которого та и в глаза не видела. Правда, это был император Константин Шестой.

Согласно «Житию Филарета Милостивого», желая женить сына, Ирина организовала так называемый смотр невест, впервые введённый в практику византийского двора. По стране были разосланы доверенные чиновники с набором требований для идеальной невесты, куда входили такие параметры, как рост, длина стопы, размер головы и, конечно, отношение к иконам в семье. Из 13 кандидаток, представленных ко двору, была выбрана юная незнатная армянка, уроженка Пафлагонии Мария Амнийская, внучка святого Филарета Милостивого. "И когда послы императорской мерой стали мерить рост девушки, он оказался точь-в-точь, и размер ее головы тоже, и длину стопы она нашли такой, как нужно" (Повесть о житии Филарета Милостивого // Византийские легенды Лд., 1972, с. 107).

Другую внучку отдали за некоего патрикия Константинакия, а третью вообще отправили в жены "славному лангобардскому королю Аргусу".

(тут место для демотиватора: Ты хочешь, чтобы к тебе относились как к принцессе? Хм, а отдам-ка я тебя замуж незнакомому вонючему мужику, герцогу Лангедокскому ради нашей совместной войны против графа Пфульского").

Брак был "по взаимности": жених изначала невзлюбил свою избранницу:
"Царица, разорвавши сделку с Франциею, послала Феофана, первого оруженосца, и взяла невесту из армянок по имени Марию из дома Амния и соединила ее браком с царем Константином, сыном своим, хотя он очень печалился, и не желал сего по привычке своей к дочери Карла, короля французского, с которою был обручен, и совершили брак его в ноябре (Феофан, год 781)

Счастливый финал сказки? Как же!

"В сем году царь, возненавидевши жену свою Марию по внушению матери своей, которая, желая властвовать, старалась сделать для всех ненавистным своего сына, принудил ее вступить в монастырь, потом уговорил ее к пострижению, и постриг в январе месяце (Феофан, год 787)

Этим разводом и последующим браком при живой жене Константин вверг церковь в вековой раскол.

Кстати, мальчик-с-нимбом еще и суевер: в 792 году он послушал "Панкратия лжегадателя и астронома, который предсказал ему победу" и повел армию в гибельный поход на болгар.

***
О Житии Филарета Милостивого:

"Достоверность в житии Филарета Милостивого основной сюжетной линии (факт своеобразных поисков невесты для императора Константина VI), черт бытового уклада, историчность многих действующих лиц и, возможно, даже самого героя легенды не помешала литературной конструкции подчинить себе реальный жизненный материал.

Образ и жизнеописание героя строятся по хорошо известному трафарету сказок о дураке-счастливце.

Филарет представляет собой тип фольклорного глупца (буквально следует чужим указаниям, не понимает простейших вещей, пренебрегает естественными законами, совершает бессмысленные добродеяыия, что неизменно приводит к разного рода нелепостям), который, как и его собратья из фольклора, торжествует в развязке, получает несметные богатства и роднится через свою внуку Марию с императорским домом (фольклорный дурак-счастливец обычно сам получает царство и руку царевны).

Если герой жития, что очень вероятно, был вымышленным персонажем и реально не существовал, — перед нами монолитный по своему составу и замаскированный под события реальной истории рассказ, — чтобы не сказать сказка, — о бедном и глупом герое, совершающем одну нелепость за другой, однако оказывающемся в развязке обладателем богатств, трона и царской дочери.

Если же Филарет действительно отец Марии из Амнии, впоследствии супруги императора Константина VI, и судьба его действительно сложилась представленным в житии образом, рассказ о реально прожитой жизни, случайно отлившийся в форму, совпадающую с фольклорным сюжетом о дураке-счастливце (при веристическом характере фиктивного повествования подобные случаи, как известно, не только встречались, но даже не были редкостью), в силу этого совпадения притягивал к себе черты, типичные в фольклоре для носителя такой биографии, и сам соответственно ретушировался: ведь типизация реальных людей и событий составляла отличительную особенность средневекового сознания.

Сочетание в этом житии серьезного и гротескного основано на ином, сравнительно с современным понимании художественной правды, а тем самым и границ высокого и комического. Для византийца художественная правда означала преувеличение той стороны изображаемого, на которой он стремился поставить акценты, что не могло не притуплять ощущение гротескного".

Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. Лд. 1972, сс. 250-251
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →