Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.
И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).
Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1 Тим. 5, 20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13)".
Января 19-го 1918 г.
***
Прочитайте медленно еще раз.
Так кто именно и за что анафематствован?
Конкретное преступление описано лишь одно: побои престарелых чиновников царского правительства: "ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной". Простите, но это какая-то чисто классовая солидарность.
И к религии этот опять же классовый конфликт имеет мало отношения. Проявления жестокости всегда дурны. Но интересно, что реакция патриарха, да еще с анафемой последовала лишь в данном случае. В Византии пришедшие к власти императоры не раз зачищали потомков и фаворитов своих предшественников. И никто из них за это патриаршей анафемы не удостоился.
Кроме того, анафемы этим погромщикам вряд ли можно переносить на соввласть как таковую, равно как на партию большевиков или на их идеологию.
Среди громил было много всякого сброда отнюдь не большевистской партейности.
Отметим, что анафема завершает именно эту, «светскую» часть послания. Во второй его части, посвященной проблемам церкви, анафем как раз нет.
Такое ощущение, что две заготовки соединили вместе. Первая - вообще "о положении в стране", а вторая - реакция на публикацию декрета об отделении церкви от государства. И вновь скажу: именно та часть, что говорит о церковных обидах, анафем обидчикам (тут уж точно речь идет о соввластях) не содержит. Кстати перечисляемые во второй части послания инциденты с храмами ко времени выпуска послания были уже закрыты и даже извинения принесены (по крайней мере с Почаевской и Александро-Невской Лаврами).
Текст послания для патриарха готовил С.Н. Булгаков.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →