диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Зачем нужны семинарии?

Недостатки семинарской системы очевидны. Гимн питомцев этих инкубаторов - "Я люблю тебя жизнь, но не знаю, что это такое". Второй их недостаток - необходимость принимать священный сан "по выслуге лет". То есть окончил "духовную школу" - и срочно женись и посвящайся. Есть и иные , но я сейчас не о них.

В 90-е годы была надежда на то, что более зрелые люди, с высшим образованием за плечами, будут массово пополнять ряды духовенства.

Но две идентичности сразу наша система не терпит. Ей легче брать котят и сразу их "холостить", за годы бурсы впечатывая в них не столько знания, сколько добродетели, от них же первые есть послушание, молчание и стук.

Иначе некстати приобретенный вне церкви навык мысли войдет в конфликт с требованием послушизма и тотального одобрямса.

Из одного фейсбука:

"Я очень рад, что не стал в свое время священником...
Я вижу в ближнем кругу немалое количество честных и верных Христу священнослужителей, которые в нынешней РПЦ МП буквально разрываются между двумя великими ценностями: возможностью служить литургию и желанием жить по совести. Каждый находит свой путь, но любое решение очень травматично, и "смиряться со всем и делать добро, елико можеши", и "послать всех и зажить обычной жизнью". И всё, что посредине - тоже.
Искренне и глубоко сочувствую вам, отцы. У меня от меньших диссонансов крышу сносит. Я бы не выдержал".

"Да, отцам сейчас нелегко - особенно тем, кто понимает, что бывают такие компромиссы с совестью, которые и литургию могут превратить в ложь... Нам такие этические выборы и не снились.
И дело не только в феодализме - если понимание Церкви не стыкуется с Евангелием, то "соль теряет силу" (как и предупреждали). И в результате сейчас все стали осознавать, что ответа на вопрос "А что же такое Церковь" у нас по сути нет."

Семинарии в каждой епархии открывались для того, чтобы а) клонировать духовенство по образу и подобию местного архиерея б) не допускать свободы выбора епархии для тех, кому выпало родиться именно в этой епархии. Плюс к этому самомнение архиерея, отчеты в патриархию.

А ныне еще и деньги. Под семинарию можно собирать больше епархиального налога, и семинарией можно эти налоги оправдывать. То есть на вопрос "владыка, на что Вам эти миллионы", можно скромно ответить: "на обучение юношества". И, кроме того, видом семинаристов можно открывать кошельки спонсоров и госбюджетов.

Не рискну перевести с церковно-славянского языка на русский термины, исторгнутые из уст батюшки, служащего в одной "казачьей" епархии. Он - настоятель. Как и все настоятели епархии, он получил указивку срочно внести деньги на содержание местной семинарии. Ректор епархии и митрополит - одно и то же лицо. "Фишка" в том, что этот священник - проректор этой семинарии, то есть человек, реально занимающийся ее жизнью и жизнеобеспечением. И он прекрасно знает, что уже несколько лет как епархия добилась от региональных властей полного гособеспечения...
Tags: Богословское образование
Subscribe

  • Из истории русского миссионерства

    18 июня 1865 года, пятница Прекрасный летний день с великолепным теплым дождем. На музыке беседа с Егором Федоровичем Тимковским. Ему семьдесят…

  • Узнаваемо до ужаса

    Дневник Александра Никитенко 18 февраля 1855 года Часу в 3-м пополудни входит ко мне в кабинет Звегинцев. — Знаете ли вы, что случилось? Государь…

  • Сакраментология

    Недавно я писал про церковь как анти-Пятидесятницу, как ее субститут. https://diak-kuraev.livejournal.com/4100182.html Сегодня пришла прекрасная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Из истории русского миссионерства

    18 июня 1865 года, пятница Прекрасный летний день с великолепным теплым дождем. На музыке беседа с Егором Федоровичем Тимковским. Ему семьдесят…

  • Узнаваемо до ужаса

    Дневник Александра Никитенко 18 февраля 1855 года Часу в 3-м пополудни входит ко мне в кабинет Звегинцев. — Знаете ли вы, что случилось? Государь…

  • Сакраментология

    Недавно я писал про церковь как анти-Пятидесятницу, как ее субститут. https://diak-kuraev.livejournal.com/4100182.html Сегодня пришла прекрасная…