диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

К дискуссии о венчании

1. Неясно, что именно именуется "таинством бракосочетания" - само по себе сочетание двух людей в союзе или же церковные ритуалы.

2. Церковное "чинопоследование таинства венчания" весьма позднее.
"Христианское осмысление народного обряда венчания далеко не сразу привело к превращению его в часть церковного чинопоследования благословения брака. Вероятно, первоначально венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании визант. императоров и высокопоставленных чиновников - в рукописях чин венчания нередко надписывается как «Венчание князей (в греч. оригинале Βασιλέων - царей) и бояр, и всех православных христиан» или подобным образом (слова «и всех православных христиан», видимо, прибавлены к первоначальному варианту названия чина).
В VI в. среди простых людей обряд брачного венчания еще был связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой" (Прав. энциклопедия).

До той поры обходились нецерковными народными обычаями и обрядами при объявлении брака. 7 правило Неокесарийского собора: «Пресвитер на браке двоеженца не пиршествовати. Понеже двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был пресвитер, который чрез участвование в пиршестве одобрял бы таковые браки" (Неок. 7).

То есть брачный пир в присутствии священника это и есть форма церковной легитимации брачного союза.

3. Во времена, когда составлялись каноны, осуждающие заключение браков, следующих за первым, и речи не было о различении браков "венчаных" и "гражданских". И именно по причине редкости венчаний.

4. Церковь и сегодня заявляет о признании любых форм декларации вступления в брачные отношения (в советском ЗАГСе или в чуме у шамана).

5. Если начать скрупулезный подсчет прежде бывших браков (при решении вопроса о допустимости венчания нового), то встанет вопрос о том, включать ли в это число "приключения на дискотеке", никак не оформленные ни по какому обряду. Для кандидата в священство это считается препятствием.

6. По распространенному толкованию, брачные венцы это награды молодоженам за сохраненную чистоту. Кстати, в этом случае деньги за венчания брать совсем нехорошо - ибо вообще неприлично награждать за деньги. Венчают ("первым чином") девственников. А для установления этого состояния надлежит пройти исповедь. Многие ли нынешние молодожены согласятся на это - учитывая риск, что по итогам исповеди венчание может быть отменено и партнер тем самым, возможно, из факта этой отмены узнает неизвестную ему правду о любимом (любимой)?
Если все делать "как встарь", то венчания будут так редки, что о них впору сообщать в газетах как о сенсации "последние девственники нашего городка венчались вчера в кафедральном соборе".


И еще: в поздне-советские годы и в 90-е по необходимости у нас было безграничная икономия в поставлении священников. Второбрачные и просто не-девственники сплошь и рядом допускались до священства. Да, вопреки канонам. Но что же показал опыт их служения? Точно ли такие "неканоничные" священники служат хуже "каноничных"? Я знаю случаи, когда именно второбрачные батюшки заслуженно любимы прихожанами. Может быть, потому, что у них всегда есть повод для собственного смирения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →