диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О Ливии, золоте и беспределах компетентности

Сегодня на почту пришло письмо с таким вот текстом и с предложением о его размещении в ЖЖ. В обсуждаемых в тексте финансовых вопросах я не компетентен, но с интересом почитаю дискуссию, буде она начнется.
****

Бремена неудобоносимые (Мф. 23, 4)


Поводом для написания некоторых мыслей об экономическом, а точнее, денежно-кредитном кризисе послужила статья диакона Владимира Василика – клирика Санкт-Петербургской епархии, затрагивающая темы золота, экономического кризиса, хорошей жизни в Ливийской Арабской Джамахирии и судьбы всей Африки.
Диакон Владимир Василик - кандидат филологических наук, доцент кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультете СПбГУ, в сферу научных интересов которого входят: история Византии, история византийской гимнографии, история Церкви, историческая психология: концепты власти и культуры в ментальности восточнохристианских народов и средневековая история Сербии и Болгарии.

Публицистическая деятельность отца-диакона впечатляет, научная, вероятно, тоже представляет интерес для отдельных специалистов. Статьи о. Владимира – крик души о состоянии современной цивилизации эпохи постмодерна, развратившей мир и нашу страну, - призыв к возврату христианских ценностей, святоотеческих традиций и истории Византийской империи.
Невозможно обойти молчанием и логику мыслей автора – человека эпохи постмодерна, обремененного религиозной рефлексией, а быть может и верой. Линчуя глобальный мир, проклятую Америку и загнивающий Евросоюз, о. Владимир, сам того не замечая, апеллирует к социальной справедливости – понятию атеистического гуманизма.
Итак, статья, о которой в основном пойдет речь, имеет название «Золотой динар и агрессия Запада».
Начало статьи отсылает читателя на интернет-страничку некого Германа Стерлигова, на которой, как на канале РБК представлены новости о золоте, валютах и другая «серьезная аналитика», а заодно и предложение некого ЗАО “Международная Резервная Расчетная Система”, созданного в 2008 году.
(Единственная специализация данной компании – международные расчеты в золоте, создание альтернативной банкам расчетной системы. Она имеет представительства в ряде европейских стран, а также в Афганистане и Индонезии. В 2010 году стала правопреемником сети АРТЦ (Антикризисный расчетно-товарный центр), ликвидированной единственным акционером АРТЦ Германом Стерлиговым). Авторы сайта, правда, не уточняют, что компания занимается не расчетом в золоте, а применяет расчетную единицу, привязанную к «цене» золота.
Один из видов деятельности данного ЗАО прост и сводится к следующему: вы переводите свои средства на счет этой организации, а она, в свою очередь, выпускает золотые монеты. Эти монеты могут стать вашими, и, как вам может показаться, послужат страховкой от экономического кризиса. Но, как известно, простота хуже воровства. Вас не предупреждают о том, что такие монеты не являются инвестиционными, а также не являются законным средством платежа при международных расчетах (настоящие инвестиционные монеты чеканятся центральными банками и распространяются через официальные коммерческие банки всем желающим, но расплачиваться ими можно только по номиналу, зайдите в Сбербанк). Одним словом, вам предлагают приобрести лом из драгоценных металлов. Приобретение же лома из драгоценных металлов подпадает под лицензированную деятельность не только на территории РФ и Евросоюза, но и всего мира, в состав которого, безусловно, входит Африка, о которой так переживает диакон Владимир Василик.
Оставим, впрочем, эту ненавязчивую рекламную ссылку. Интересно другое, а именно то, как просто и литературно преподносит доцент кафедры истории славянских и балканских стран соображения макроэкономического характера.
Не зная предмета, можно поверить, что буквально вся Африка и Лига арабских стран только и ждала все эти годы предложения со стороны лидера Ливийской Джамахирии о введении единого золотого динара, и что для Африки: «это был бы шанс». Видимо, Лига арабских государств, то ли в силу нерасторопности, упустив этот шанс, то ли боясь собственного счастья, единогласно проголосовала в ООН за принятие резолюции по Ливии. Судя по всему, арабские государства все же понимали, что та денежно-кредитная политика, которую проводят ФРС США и ЦБ Евросоюза, при всех издержках минимизирует экономическую катастрофу и коллапс мирового оборота. «Всезнающему» отцу-диакону, напоминающему этакую Юлию Латынину, но только с «Русской народной линии», стоило бы знать, что арабские страны давно ведут переговоры о введении единой валюты, которая упростит торговый оборот между этими странами. Они не решили лишь один маленький вопрос, - в какой стране будет располагаться центральный банк и хранилище. Ливийская же Джамахирия со своими 140 тоннами золота играет не столь существенную роль.
Далее специалист по древним языкам вспоминает вполне современный французский язык и его носителя – генерала Де Голля, который «пытался выйти из зоны доллара и создать европейскую золотую валюту, но вскоре после этих инициатив ему пришлось отправиться в отставку». Правда заключается в том, и об этом забыл упомянуть о. Владимир, что правительств Де Голля выкупило у французов доллары и предъявило их США, в счет участия, как бы сейчас сказали, в модернизации экономики Французской Республики. Т.е., имел место простой договор между двумя странами. Более того, США поставили условия правительству Де Голля – развитие институциональной среды в сфере предпринимательства и минимизация участия в этой сфере государства, что предопределило благосостояние французов на долгие годы.
Как известно, рост государственных расходов был основным условием осуществления государственной политики в XX веке. В странах с сильными традициями индивидуализма и экономической самостоятельности влияние государства на экономические процессы принимало косвенные формы (через инструменты денежно-кредитной и фискальной политики). А в странах, выбравших в XX веке социалистические принципы, практиковались прямые методы вмешательства государства в экономику (государственная собственность, централизованное планирование и ценообразование, и пр.). Социализм со свойственным ему идеологическим тоталитаризмом был в этом смысле доведенной до абсурда крайней формой монополистического капитализма, в которой государство являлось монополистом во всех сферах, концентрировало в своих руках все ресурсы и навязывало единственно правильную «корпоративную религию». Однако, прямой (командный) способ управления крайне затратен, требует силовых методов, и страдает отсутствием обратной связи, следовательно — неэффективен. В силу этого, в масштабах мирового хозяйства, где присутствует регулирование экономических отношений стран и международных корпораций между собой, до сих пор преобладали косвенные инструменты регулирования, которые основываются на международных договорах о принципах функционирования денежного обращения и валютных рынков.
Что же является основой денежно-кредитной системы европейской цивилизации сегодня, и какие объективные факторы влияют на рост «цены» на золото? Давайте поразмыслим над вопросом, который так взбудоражил гуманитария диакона Владимира Василика, - что такое золото, и каков спрос и предложение на этот драгоценный металл.
Начнем с происхождения золотых деривативов . Оно очень просто. В хранилищах центральных банков лежат золотые слитки (Банк Англии, ФРС в Нью-Йорке и т.д.). Центральный банк любой страны должен выплачивать страховку и нести издержки по хранению золотых слитков. Золото в таком виде не приносит прибыль, а просто лежит мертвым грузом. Желая сперва просто заработать, а затем, - обеспечить финансовую стабильность, центральные банки предоставляют слитки из своих хранилищ другим коммерческим банкам, работающим с драгоценными металлами. Что эти банки делают с золотом? Неужели просто обременяют себя затратами на страхование и хранение? Конечно, нет. Банки – это посредники, и благодаря своему посредничеству они просто зарабатывают деньги, распродавая золото или права на него маленькими партиями. Покупателями выступают ювелирные компании, медицинские организации, использующие золото для производства специализированного материала, различные фирмы по производству высокотехнологичного оборудования. Затем ювелирные украшения продаются частным лицам, специализированный медицинский материал идет в употребление при операциях и т.д.. Т.е., золото всплывает среди людей, имеющих тягу к прекрасному, интерес к технике или потребность в медицинском лечении.
Однако, несмотря на то, что банки продают золото, время от времени они стараются его «поймать» - восполнить свои запасы. Начинается игра на рынке. Банки, некогда владевшие золотом, играют на повышение, стремясь немного увеличить цену того золота, которое осталось в их хранилищах, компании же, использующие золото в производстве тех или иных товаров, - на понижение, поскольку всегда приятна покупка по более низкой цене.
Заметим, при этом, что золотые деривативы появились не так давно - каких-то 20 лет назад. Год от года их число росло, что означает, что все большее количество золота покидало хранилища центральных банков. Если посмотреть на динамику изменения цены золота, то можно увидеть, что цена постепенно увеличивалась. Данное обстоятельство связано с тем, что центральные банки дозируют свои продажи. При этом имеет место уменьшение инвестиций в геолого-разведовательные работы по обнаружению новых золотых месторождений. В тоже время выработка уже существующих шахт снизилась, и будет снижаться еще. В данных обстоятельствах (если их разобрать) любой экономист мог предсказать увеличение спроса и снижение предложения на золото, что и привело к тому, что рынок золота стал так резко развиваться с 2000-х гг. Таким образом, не только политика ФРС США повлияла на рост «цены» золота.
Эти прописные истины не устраивают о. Владимира, утверждающего, что «люди гибнут за металл», или, что еще хуже, - «за бумагу». Не вдаваясь в существенные подробности, пробежавшись по верхам, отец-диакон Владимир переходит к рассуждению о духовном смысле и жизни в мире беспредельного потребления. Автор буквально со слезами на глазах переживает о дальних, не думая о ближних. Лозунгово призывая отказаться от бумажных денег, о. Владимир не понимает, что именно эти деньги до сегодняшнего дня составляли основу всего мирового товарооборота, а значит, повседневной жизни каждого человека. Существующая мировая денежная система построена на косвенной конвертируемости доллара, а вовсе не на бумажных деньгах. Если бы она была построена на бумажных деньгах (а такой риск существует, если размышлять в контексте диакона Владимира), то мировая экономическая или любая другая система давно бы рухнула.
Напомним, что материальная жизнь человека в обществе требует измерения в одной шкале. Именно поэтому человечество открыло универсальную метрику, систему измерений – деньги. Деньги либо помогают результативно функционировать экономике, а соответственно, и государству, либо мешают ей. Но правильно ли экономика функционирует – от денег не зависит; это зависит от системы интересов, которыми связаны люди, организации, предприятия и т.д. в процессе товарообмена. В основе же системы интересов лежит мировоззрение людей (религиозное, бытовое, философское, примитивное) и их понимание того, что является ценностью. Поэтому экономика – это следствие нашего мировоззрения, проявляющегося в материальном мире, который мы создаем.
Так и хочется обратить внимание отца-диакона, бесконечно цитирующего Священное Писание, слова Спасителя и Апостолов, на эпизод из библейской истории, как в отсутствие Моисея, обретавшего Закон на горе Синай, народ Израиля искусился на создание Золотого тельца, и спросить, не оказывается ли видимый условный знак психологически важнее для диакона Владимира Василика и его окружения, чем невидимая абсолютная Сущность (Бог). С первых строк ученого-филолога, рассуждающего об экономике, мы сталкиваемся с невиданными возможностями манипуляции сознанием читателя, который, судя по уже опубликованным статьям все того же ученого-филолога, имеет низкий уровень абстрактного мышления и духовного сознания.
Это ничуть не смущает кандидата филологических наук, пишущего докторскую диссертацию, в которой будет исследована тема «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии», и которого, как он сам пишет, раз за разом осеняют мысли по поводу глобальных катаклизмов. Отец-диакон Владимир Василик, обладающий широким кругозором, к сожалению, обделен способностью глубинного понимания предмета исследования. Этим качеством он даже напоминает небезызвестного персонажа нашей истории - В.И. Ленина, который в анкете начала 1920-х Предсовнаркома из скромности в графе «профессия» написал – «литератор», чего нельзя сказать об авторе - герое нашего повествования.
Как ни прискорбно, но в нашей Церкви все чаще приходится сталкиваться с людьми, реализовывающими себя в той сфере, которая не имеет прямого отношения к их профессиональной деятельности. Их даже не останавливают слова Священноначалия о карьерной самореализации в Церкви: Святейший Патриарх Кирилл на Соловках говорил не только о монахах и их призвании, Его обращение было направлено всей полноте Церкви, в том числе и отцу-диакону, который не решился преподавать в воскресной школе на своем родном приходе древнегреческий язык или основы патрологии людям, которые помогали решать его проблемы (вплоть до бытовых), но предпочел преподавать эфиопский язык в Институте Иудаики.
После прочтения опубликованных и неопубликованных работ о. диакона Владимира Василика, понимаешь, что невозможно отрицать существование литературного дара у этого человека, но стоит напомнить ему - алармисту (не аналитику) нашей Церкви, что следует писать лишь о том, в чем действительно разбираешься.
Пусть Господь поможет во всем вам, отец-диакон, где бы вы ни были и чем бы ни занимались, обретать внутренний покой через кротость и смирение сердца. Ибо Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он может влиять на жизнь окружающих.
Владимир Кириллов
6 апреля 2011 год, Предпразднество Благовещения Пресвятой Богородицы.
Москва – Санкт-Петербург – Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →