диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Мотовилов без Серафима

В Нижегородском архиве сохранилось достаточно большое количество купчих документов, показывающих покупку и продажу крепостных крестьян помещиком Мотовиловым. Особенно интересными показались купчие от 1846 и 1848 годов. В них говорится, что Мотовилов купил у помещика Чаадаева крестьянина Ивана Евсеева с семейством. Это был вдовый крестьянин, имевший трех дочерей. В купчей особо оговаривались условия продажи без раздробления семейства. Мотовилов перевез их из Дивеева в свое имение в Симбирскую губернию. Стоило семейство в 1846 году 151 руб. серебром. В 1848 г. Мотовилов продал семью этого же крестьянина, оговорив, что разлучать их нельзя, но уже с двумя дочерьми подпоручику А.И. Камани за 130 рублей серебром.
ЦГА-Н0. Ф. 152. Оп. 96./1846/. Д. 1786;/1848/. Д. 2008.

"Отмена крепостного права в России тяжело была пережита помещиком Н.А. Мотовиловым, который очень активно занимался покупкой и продажей крепостных крестьян. Видимо, поэтому, борьба за сохранение рабовладельческих отношений в такой далекой от него Америке так истово переживалась убежденным крепостником Мотовиловым. В этом же повествовании описываются сновидения господина А. Мотовилова, которые он подробно пересказывает Государю Императору. О каком спокойствии духа это может свидетельствовать?"

(Букова, О.В. Тьма никогда не скроет свет: жизнеописание схиигумена Серафима (Толстошеева), ученика прп. Серафима Саровского: размышления над страницами Дивеевской летописи в свете архивных данных. Москва, 2010, с. 183)

письмо Н. Мотовилова Императору Александру II:
«По особому, великого старца Серафима священнотайному извещению, данному мне в 1 день апреля 1865 года, Господу и Божией Матери неугодны обиды Линколна и североамериканцев Южных Штатов рабовладельцев. А потому на образе Божией Матери Радость всех Радостей, имевшей по тому повелению его, батюшки отца Серафима, послаться президенту Южных, а именно рабовладельческих Штатов, велено было скрепить подписью: «На всепогибель Линкольна»».
(Мотовилов Н. А. Докладная записка императору Александру II от 15 апреля 1866 г. // Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2001, с. 433).

Из книги Буковой, сс.171-177:

По кончине прп. Серафима Н.А. Мотовилов стал уговаривать местных дивеевских землевладельцев продавать ему землю фактически за бесценок, обязуясь передать ее общине сестер. Таким образом, он скупил на свое имя почти все близлежащие дивеевские угодья.

Документы архива подтверждают, что землю Н.А. Мотовилов действительно скупал за бесценок, если учитывать, что в земле находилась железная руда, приносившая большую прибыль владельцу. Так, у госпожи А.Ф. Дурасовой он купил более двадцати десятин земли «усадебной, пашенной и не пашенной, с лесами, с сенными покосами» за 3 тыс. руб. ассигнациями (ЦГАНО. Ф. 152. Оп. 96./1834/. Д. 817).

Некоторые исследователи посчитали, что это дорого, но для сравнения можно привести пример, что в 1837 г. Н.А. Мотовилов купил у Е.П. Жданова 70 дес. земли в селе Дивееве за 11 тыс. руб. ассигнациями, а у А.Е. Жданова — за 15 тыс. рублей (ЦГАНО. Ф. 152. Оп. 96. /1837/. Д. 1065).

Вдова коллежского регистратора А.Ф. Жданова продала княгине Е.С. Шахаевой в 1850 году 102 дес. земли в селе Дивееве за 3428 руб. серебром. Один серебряный рубль равнялся примерно 4—6 руб. ассигнациям. Если в среднем умножить на 5, то получим 17140 руб. ассигнациями. ЦГАНО. Ф. 152. Оп. 96./1850/. Д. 2170. Михаил и Елена Мантуровы взяли с полковника Ф.Е. Корсакова за семь десятин земли в селе Нуча пятьсот рублей ассигнациями. Так это за землю, в которой не было железной руды, а свое имение они продали более чем за восемнадцать тысяч рублей. ЦГАНО. Ф. 152. Оп. 96. /1825/. Д. 208.

Мотовилов обещал сестрам, что передаст землю им в дар, но, как свидетельствуют документы архива, владея землей долгие годы, успешно добывал из нее руду, которую выгодно продавал, а на доходы собирался то строить в общине собор, то открыть банк, то завести огромный конезавод, фактически оставляя все доходы себе. Документы архива беспристрастно свидетельствуют, что официально Николай Александрович передал землю, купленную им в 1834, 1835 и последующих годах для дивеевских общин, только в конце 1853 года, то есть фактически через двадцать лет!

Когда для официального утверждения Дивеевской общины начальнице понадобилось показать в документах, что она владеет достаточным количеством земли, необходимым для содержания сестер, то г-н Н.А. Мотовилов отказался передать ей землю официально, мотивируя свой отказ происходящим будто бы нарушением «заветов» батюшки Серафима. Как уже говорилось раньше, Н.А. Мотовилов даже пробовал заложить эту землю, но против его попыток резко выступили мировой Посредник И.Е. Караулов, начальница общины и послушник Иоанн.

Тогда г-н Мотовилов выдвинул свои особые условия по передаче земли общине: "С тем, чтобы руда, имеющаяся в землях сих, до смерти моей оставалась в моем распоряжении".

настоятельница Дивеевской общины Екатерина (Лодыженская) в своих рапортах управляющему епархией Владыке Иеремии (Соловьеву) писала о нем следующее:

«В продолжении десятилетнего срока, положенного между владельцами, о выемке руды из прежних полос, с вознаграждением нового владельца деньгами и обязательством заравнивать дудки, община оставалась зрительницей того, как все, и в особенности господин Мотовилов, спешили воспользоваться сим временем, дабы приобрести, сколько возможно более руды в свою пользу, не смея вникнуть в то, закапываются ли дудки… По истечении же сего срока… община тоже смело приступила к правам своим выкапывать руду из принадлежащих ей дач… Господин Мотовилов… пришедши ко мне в келью, просил меня оставить копку руды, уверяя, что община не имеет на то право… из желания отнять у нас нашу принадлежность. Спустя несколько дней, получаю от него записку, в которой вижу запрещение копать руду – и с угрозами жаловаться правительству… Дело ли это человека, желающего, чтобы его чтили благодетелем и жертвователем?» (ЦГАНО. Ф.570. Оп.557./1842/. Д.63. Л.346-347; Цит. По Букова, 2010. С. 174-175, 215).

Более того, Мотовилов считал себя вправе добывать руду из земель общины, которые ему никогда не принадлежали:

«Выменянную от князя Шахаева 60 дес., от послушницы оной общины девицы Татариновой 15 дес., да сверх того г-на Баташева, графини Закревской, на которые земли Мотовилов не может иметь никакого влияния. Господин же Мотовилов домогается присвоить себе даже и не почему ему не принадлежащие, от других лиц, оставляя общине в мнимом пожертвовании числительного количества ископанные ямы» (Там же. Л. 348-349; С. 175, 215).

Документы беспристрастно свидетельствуют, что Н.А. Мотовилов заботился скорее о своем собственном кармане, чем о сестрах общины. Думается, что если бы матушка Екатерина получала от него деньги на строительство собора, она не сетовала бы на неприятности, которые причиняла сестрам добыча руды. Вся земля в общине была изрыта ямами и дудками, сестры жили в непролазной грязи и должны были годами ждать, когда же г-н Мотовилов передаст им землю, купленную специально для них. Помещик считался благодетелем и уверял в этом всех: правительство, соседей-помещиков, Консисторию, Св. Синод, но расстаться с прибылью не мог.

Для полноты портрета г-на Н.А. Мотовилова необходимо рассказать о его замыслах по строительству в Дивеевской общине грандиозного собора «Божией Матери всех Ее явлений». Как свидетельствуют собственноручно написанные им «Записки Николая Александровича Мотовилова», длина собора должна была составлять 188 м, ширина — 123,5 м, высота до креста — 253 м, высота креста — 72 м, а ширина креста— 32 м. Общая высота собора с крестом предполагалась около 325 м, а колокольни — 361 м.

Для сравнения скажем, что высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле — 81 м, а храм Христа Спасителя в Москве имеет в высоту— 104 м. О чем может свидетельствовать такая гигантомания? На какие деньги, какими техническими средствами и для чего должно было возводиться это циклопическое сооружение? По силам ли сестрам нищей общины, затерянной в глухой провинции, было построить такой храм? Н.А.Мотовилов втянул бы их в строительство на долее десятилетия, а сам бросил бы на произвол судьбы, - как это и произошло с землей.

***

Зайдите и в гости к саровскому мишке:
https://vk.com/wall-111677185_61951


***
Европейцы в "Беседе о смысле христианской жизни" узнают нечто свое:

"Эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви».
Франсуа Руло. Предисловие к:
о. Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 336 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →