диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Кто в России верит в Бога?

http://www.pravmir.ru/kto-v-rossii-verit-v-boga/

Социологическая служба «Среда» провела Всероссийский репрезентативный опрос, в ходе которого на вопросы о своей религиозной принадлежности ответили 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет (опрос проходил в 44 субъектах Российской Федерации, в 100 городах и села; полевые работы: весна 2011; статистическая погрешность: 3,6%).

Отвечая на вопрос о своем вероисповедании, 82% респондентов (1232 человека из 1500 опрошенных) выбрали варианты ответов, означающие веру в Бога. 5% респондентов затруднились ответить или выбрали вариант «другое»; и только 13% сказали о том, что они «не верят в Бога».

Как оказалось, среди атеистов – в два раза больше мужчин (68%), чем женщин (32%). Чаще причисляли себя к неверующим рабочие и самые бедные респонденты («денег не хватает даже на питание»).

Сравнительно чаще, чем в других федеральных округах, атеисты живут на Дальнем Востоке.

27 % опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией. Это те, кто выбрал вариант ответа «Я верю в Бога, но конкретную религию не исповедую». Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов более трети (34%). Среди студентов и учащихся ответивших подобным образом уже 38%. Также сравнительно чаще выбирали такой ответ респонденты, живущие в Уральском Федеральном округе.

Респондентов, исповедующих буддизм, иудаизм, католицизм или протестантизм, оказалось крайне мало: их число находится в пределах ошибки выборки.

Мусульманами себя назвали 4% респондентов. Причем половина из них – последователи суннизма, другие 2% придерживаются прочих направлений ислама.

Больше всего мусульман живет в Приволжском, Южном и Северокавказском округах. Чаще, чем выбравшие другие варианты ответа, мусульмане живут в селах. Среди мусульман чаще встречались респонденты, имеющие трех и более детей.

Православными христианами себя считают 50% россиян, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской Православной Церкви. Среди православных, – женщин существенно больше, чем мужчин (62% женщин, 38% мужчин). В семьях у православных христиан: чаще двое детей, реже – нет детей.

Православные респонденты несколько чаще, чем выбравшие другие варианты ответа, живут в городах: 40% – жители городов с населением более 250 тысяч человек.

В Центральном Федеральном округе, по сравнению с другими федеральными округами, проживает больше всего православных христиан.

Половина от числа неработающих пенсионеров заявила о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. В этой связи неудивительно, что среди православных, относящихся к Русской Православной Церкви, находится больше всего граждан, которым не хватает денег на одежду и обувь.

Заметно меньше, чем в среднем, православных находится среди студентов и учащихся (38%).

Безработные россияне, находящиеся в поисках работы чаще, чем другие опрашиваемые, называли себя православными, не принадлежащими ни к Русской Православной Церкви, ни к другим православный церквям.

Северо-западный Федеральный округ лидирует по количеству граждан, которые определяют себя как «православные, не принадлежащие к Русской Православной Церкви».

В России верующих граждан оказалось значительно больше, чем во многих европейских странах. Так, по сообщению «Интерфакса», согласно опросу, проведенному международной исследовательской компанией «Ipsos» в Швеции живут 37% неверующих, в Бельгии – 36%, в Великобритании – 34%, в Германии – 31%. Всего же, как сообщает «Интерфакс-Религия», половина жителей Земного шара верят в Бога.
Комментарии экспертов к итогам опроса
Позднее освоение и ранняя индустриализация
Роман Силантьев, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества
То, что Дальний Восток лидирует по числу живущих там неверующих людей – вполне объяснимо. Освоение некоторых его территорий началось относительно поздно и традиции православия не успели там укорениться. В XVIII – XIX веках осваивались некоторые переселенческие поселения, люди жили на Камчатке, на Сахалине (где была знаменитая тюрьма)… Но большая территория так и оставалась не задействованной, да еще, чтобы добрать от центра, нужно было потратить почти год. Так что речи об укоренении религиозных традиций особо не шло: во многих населенных пунктах храмы были построены лишь в наши дни.

В советское время – новый этап освоения, строительство БАМа, возникновение с нуля многих городов. В эти города завезли новое население. И оно, уже воспитанное в духе атеизма, оказалось совсем оторванным от корней, от традиций православия.

А что касается местных народностей с их верованиями, их число было и тогда так невелико, что никакой роли в формировании общего религиозного настроя играть не могло.

Исторически объясняется и то, что православные чаще живут в городах, а мусульмане в селах. В советский период мусульмане были меньше вовлечены в индустриализацию. И мусульманская, условно говоря, деревня, в целом меньше пострадала от всех катаклизм ХХ века, чем деревня православная. То есть многие мусульмане просто жили на периферии и не были вовлечены в происходящие процессы. А индустриализация в целом сильнее коснулась людей, живущих в центре и традиционно связанных с православием. В основном они переселились в города. И именно в городах началось затем возрождение религиозной жизни. Сегодня в городе гораздо проще попасть в храм, чем в сельской местности: во многих из них храмов уже просто нет.


Робкие шаги религиозного Ренессанса
Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, миссионер.


В 1999 году вышла моя статья «Попытка быть оптимистом» в составе книги «О нашем поражении». Она была написана на основе личных наблюдений, сложившихся в ходе многолетних и еженедельных поездок по стране.

Данные опроса объективно подтвердили мои субъективные впечатления.

Да, Дальний Восток – особая, отделенная от центральной России зона, и все явления общественной, духовной жизни достигают ее с большим опозданием. И поныне во многом это еще зона, не оттаявшая от мерзлоты советского атеизма…

Да, православие в стране превращается в городскую религию, уходит из сел.

Да, православие становится религией не просто горожан, но именно интеллигенции.

А то, что среди студентов и учащихся православными себя считают 38% – мне кажется, это очень высокий показатель. Все-таки 25 лет назад Православная Церковь начала свой путь в России практически с нуля. И вот первые шаги религиозного ренессанса, робкие, маленькие, – начались. Если сравнивать движение западного католичества – это путь потерь, разочарований и так далее. Но у них не было тех провалов, которые дала нам наша история, а потому получается, что нам еще предстоит дорасти до уровня падения западных христианских Церквей.

Что же касается того, что две трети молодежи предпочитают неосознанную религиозность, думаю, это совершенно естественно. Молодость вообще не любит дисциплину и табу. В этом возрасте человек еще испытывает эйфорию от того, что никого не слушается. Молодым людям удобнее придумывать религию под свой размер, под свою жизнь. Поэтому здесь проблема не в православии, как таковом. Такие же показатели, на мой взгляд, будут и среди молодежи и в западном обществе и вообще там, где людям дается свобода от общественного контроля за их религиозной жизнью.

А вообще – я не мыслю такими категориями, как «большинство». Для меня слово «большинство» не означает «обязательно для меня». Кроме того, один человек может быть интереснее большинства. И в храмах и на улицах я встречаю еще немало горящих молодых душ, всерьез и вопрошающих, и переживающих ответы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 216 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →