2 августа Элладская православная церковь празднует память святого благоверного императора Юстиниана - не Юстиниана I, а Юстиниана II. Канонизация сравнительно недавняя (в константинопольских святцах этого имени нет) и связана с тем, по всей видимости, что в его царствование прошел столь любимый ревнителями православного благочестия Трулльский собор.
А недавняя канонизация потому, что Юстиниан II имел в Византии примерно такую же славу, какую в России имел первый московский царь Иван - современникам не хватило ума понять глубину святости этого монарха. Вытерпели граждане доброго императора всего десять лет, а потом свергли, но его преемник Леонтий приказал отрезать у предшественника нос, а не голову - что, как показали последующие события, было довольно недальновидно.
За десять лет в ссылке в Крыму Юстиниан обзавелся многочисленными союзниками, которым обещал все и даже больше, если вернется к власти. Болгарский хан, хазарский каган - все равно кто, лишь бы дали денег и солдат. И в 705 году он вновь пришел в Константинополь - но на этот раз как захватчик.
Империей в то время правил уже Тиберий III, который был так же мягкосердечен, и тоже всего лишь отрезал нос, а не голову своему предшественнику. Мягкосердечие ему не помогло отстоять власть.
После захвата Константинополя двух бывших императоров в цепях привели на ипподром и подвели к императорской ложе. Юстиниан встал на их головы, а добрые православные граждане хором декламировали известные стихи про аспида и василиска. Казнили обоих только к вечеру, там было много всяких интересных забав, и если кто-то думает, что на этом террор закончился, то это не так - это было только начало, и продолжался весь этот ужас еще шесть лет, пока Юстиниана не свергли во второй раз и не убили.
Это очень легко представить всякому, кто был в Стамбуле: большая площадь ипподрома, урод с золотой нашлепкой на месте носа, стоящий на головах своих предшественников, а граждане, которые поклонялись тем, кто сейчас лежит в цепях, хором скандируют 90 псалом. Православная святость as is в понимании современной Элладской церкви. Так что МП с царем Иваном (если вдруг такое случится) будет далеко не первой"
еще о нем тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2940733.html
***
Борис Акунин:
Юстиниан Второй Риномет как раз много чего натворил (и помимо Трулльского собора). Это один из самых омерзительных правителей всех времен и народов – а у истории в данной номинации, как вы знаете, конкуренция очень жесткая.
Он стал базилевсом в шестнадцатилетнем возрасте, правил десять лет и даже по тем суровым временам отличался невыносимо гнусной жестокостью. Подобно Иосифу Сталину, он любил отправлять в ссылку неугодные народы, которые в пути вымирали от голода и болезней. Однажды после поражения в войне с арабами император приказал умертвить семьи воинов того отряда, который обвинил в неудаче. При этом Юстиниан считал себя ревностным христианином и еретиков с сектантами предавал сожжению.
Еще хуже были императорские фавориты, министр финансов Феодот и казначей патриархии Стефан, которые занимались прямым вымогательством: хватали богатых людей и пытали их до тех пор, пока не заплатят выкуп. Настоящей властью в стране обладала эта парочка эффективных менеджеров. Однажды они даже приказали выпороть вдовствующую императрицу, мать Юстиниана, и тот ничего, стерпел.
В конце концов произошло то, что должно было произойти – бунт. Временщиков прикончили, кесаря свергли и отправили в ссылку.
Но еще через десять лет изгнанник вернулся, приведя с собой чужеземное войско, и снова захватил трон.
Тут-то и начинается поразительное. Второе правление Юстиниана Риномета прямо-таки заворожило мою писательскую фантазию, а заодно пробудило воспоминания о прежней профессии.
Когда-то я перевел с японского роман Юкио Мисимы «Золотой Храм». Там главный герой, препротивный мальчишка, страдающий сильным заиканием, предается грезам о власти: «…Начитавшись исторических романов, я воображал себя могущественным и жестоким владыкой. Он заикается и поэтому почти всегда молчит, но как же трепещут подданные, живущие в постоянном страхе перед этим молчанием, как робко заглядывают в лицо своему господину, пытаясь угадать, что их ждет, - гнев или милость? Мне, государю, ни к чему оправдывать свою беспощадность гладкими и звучными фразами, само мое молчание объяснит и оправдает любую жестокость. С наслаждением воображал я, как одним движением бровей повелеваю предать лютой казни учителей и одноклассников, мучивших меня в гимназии».
Очень возможно, что герой романа прочитал какой-то роман о базилевсе Риномете (что по-гречески означает «Безносый»). Дело в том, что после свержения мятежники отрезали деспоту нос и язык. Вместо носа император стал носить золотой футляр, но язык заменить было нечем. Поэтому в период реставрации рядом с Юстинианом всё время находился толмач, умевший понимать мычание правителя и переводить его приказы. Приказы эти были чудовищны, фантазия калеки – причудлива и ужасна. Первое правление Юстиниана вспоминалось теперь подданным как утраченный рай.
Ну, месть обидчикам – это, как говорится, святое. Хотя, конечно повесить на стенах всех офицеров столичного гарнизона (переводчик, наверное, десять раз переспросил, правильно ли он понял) – это перебор. С патриархом тоже получилось некрасиво: ладно отрезали нос и язык, это с учетом личных страданий кесаря по-человечески понятно - но выколоть главе церкви глаза и замуровать живьем в стену? Как-то оно все-таки не comme il faut. (Представляю, сколько времени мычал и жестикулировал Юстиниан, чтобы объяснить этот свой креатив). С двумя императорами, успевшими поцарствовать во время его ссылки, триумфатор поступил изящнее: не сразу казнил, а сначала поунижал - во время праздничных игр на стадионе положил их наземь, наступил ногами на головы, любовался ристалищем и слушал, как толпа поет 90-й псалом: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».
Однако праздник мести закончился, начались будни, а безъязыкий задавал переводчику всё новую работу. Хроника рассказывает, что тиран очень любил черный юмор. Осчастливит чиновника назначением на высокую должность - и тут же посылает вдогонку палачей. Сёрпрайз! Или пригласит кого-то на пир, да и подсыпет яду. Тот корчится, орет - смехота! Еще очень любил обласкать кого-нибудь на аудиенции, а потом «му-му» переводчику - человека в мешок, да и в море.
Если какая-нибудь выходка вызывала чрезмерное возмущение, всегда можно было свалить ответственность на толмача: не так-де понял, скотина. Назначали нового переводчика, старого – сами понимаете куда. И всё шло как прежде.
Целых шесть лет золотоносый немой так измывался над своими рабами, пока один из телохранителей таки не оттяпал отцу Трулльского собора его гнилую башку.
http://borisakunin.livejournal.com/80103.html
***
Память Юстиниана 2го - 15 июля старого стиля / 29 июля нового стиля.
https://serg-slavorum.livejournal.com/2079186.html
***
Это тот самый Юстиниан Ринотмет, который заставил патриарха освятить снос его собора ради расширения ипподрома.
Подробно о нем я писал тут
https://diak-kuraev.livejournal.com/461796.html
***
тем, кто скажет, что у нас в РПЦ такого быть не могло бы, напомню историю св. Иулиании Вяземской. Кто ее изнасиловал и убил ее саму и ее мужа? - Смоленский князь Георгий Святославич.
Ищем это имя в святцах - и находим
"Почитание Г. С. в Веневом мон-ре прослеживается со 2-й пол. XVII в. В 1698 г. юж. придел монастырского Никольского собора был освящен во имя вмч. Георгия; в XVIII - нач. XIX в. было украшено каменное надгробие князя. Очевидно, в 1-й пол. XVIII в. на основе Степенной книги было составлено краткое Житие Г. С., встречающееся в рукописных сборниках (напр.: РГБ. Ф. 209. № 558, нач. XIX в.)".
http://www.pravenc.ru/text/164465.html
О нем
http://www.saint.gr/2195/saint.aspx
https://el.m.wikipedia.org/wiki/2_Αυγούστου
http://www.saint.gr/2195/saint.aspx
http://mesageitonias.com/saints_2nd_august.htm
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →