диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Едите ли вы, пьете ли вы - проклинайте!

"Кормчая отнюдь не считалась общедоступной книгой. Отправляя Собрание церковных правил киевскому митрополиту Кириллу в 1262 г. (или 1270 г.), болгарский деспот Яков Святослав писал: «а писанием сию зонару да ся никде не припишет, понеже тако подобно ес(ть) сеи зонаре во всяком царстве единои бытии на соборе, якоже святи отци уставиша и предаша нам».

Т. е. наличие единственного экземпляра собрания канонов гарантировало то, что в царстве не будет разделений и расколов, так как высшая судебная власть оставалась за тем, кто обладает собранием канонов.

Это представление сохранялось в какой-то степени и в поствизантийский период. Даже в суде над патриархом Никоном, в котором участвовали восточные патриархи, постоянно были ссылки на «Номоканон Великой Церкви», т. е. на то собрание канонов и законов, которое принадлежало Константинопольской патриархии и было доступно лишь окружению патриарха.

Можно указать даже на попытки ограничить распространение Кормчих: Собор 1509 г. Киевской митрополии постановил «Правил божественных мирьским людем не подобает в себе держати, занеже держащее их, мирьскии люди невкоторых делех закон презирают и пастырей своих преслушаються. Ино таковыи, по святому апостолу глаголющу: “Сами себе закон бывают”. Сице же мы не повелеваем от мирских людей правил божественных никому в себе имети. Аще ли хто будет их держати, таковыи да будут в отлучении церковном, донележе их оставят».

Митрополит Даниил в суде над Вассианом сформулировал запрет на работу над сводом правил:

«Ни ты апостол, ни ты святитель, ни ты священьник. Како смел еси на таковое дерзънути? Возбранно бо есть святыми писании и божественными правилы простым человеком, иноком и мирскым, на божественная и священная правила, на уставы же и чины, на законы и на престолы учителей наскокати, святеи, велицеи, божественней соборней и апостольстей церкви преданныя поколебати и учити или составляти инако что, аще что и добро бытии имать мнится».

http://www.odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=6D_MT53lM_A%3D&tabid=11304

И вот из этой "Зонары" следует, что мы и постясь должны проклинать еретиков, но и не-постясь - делать то же самое, вкушая сыр и яйца на Масляницу:

"Слово о сырной недели. Всю сырную неделю ясти сыр и яйца еретиков ради антонианских и савелианских иже сохраняют всю ту седмицу (в посте). Всю ту седмицу всяк православный без всякаго разсуждения да яст сыр и яйца и рыбы и еще проклинает триклятии еретики и еще 65 ересей и всех наставники их и учители» (глава 88)".

Ешь – и проклинаешь, постишься – и тоже проклинаешь… Причем тех еретиков, которые в твоих северных лесах и болотах отродясь и не водились…

Напомню, неясное, какое отношение славянский сборник церковных правил по имени «Зонар» имеет к отставному византийскому генералу 12 века и толкователю церковных канонов Зонару

(о сборнике Псевдозонара или «Зинар» — Белякова Е. В. О составе Хлудовского Номоканона: (К истории сборника «Зинар») // Старобългарска Литература. София, 2007. Кн. 37—38. С. 114—131).

Но этот церковно-славянский текст был очень популярен у староверов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →